Интересно бы знать


Как говорит один знакомый ученый-биолог, самая непротиворечивая и стройная –

с научной точки зрения – теория возникновения жизни содержится в первой главе книги Бытия. Там, если помните, сказано, что Господь за шесть дней сотворил все на свете, в том числе в последний день человека. Адам – венец творения.

У Адама было большое и славное будущее: как объясняет архимандрит Рафаил (Карелин), он был создан для интеграции всего видимого мира и соединения его с миром невидимым; человек – это прежде всего дух, облеченный в плоть.

В понедельник начинается Великий пост, который посвящен умерщвлению плоти и, таким образом, прояснению духа; он имеет своей целью отвлечение от видимого мира и привлечение к миру невидимому.

Не очень-то заманчиво звучит для современного человека, который страшно занят: у него есть какая-никакая работа, имеется, как правило, и что-то типа частных интересов – зарубежные поездки там или кино вечером в пятницу; у многих есть семья или постоянный партнер со своими работой и частными интересами, а еще родственники, а еще домашние животные, а может, он затеял строительство... Да просто невозможно отвлечься от всего этого, времени нет, а также нет сил и желания. Множество мыслей создает в голове страшный шум: одни надобности и обязательства перебивают другие, всплывают какие-то недоделанные дела, старые друзья и даже, может, обиды.

И что же, возникает у меня вопрос: это и есть я? Вот эта вся суета, белый шум, беспорядочные метания или последовательное выполнение ряда задач, которое порождает новый круг задач, и т. д. – для этого я и существую, что ли?

Практически любой человек, как мне кажется, в какой-то момент жизни говорит себе, что все, хватит, надоело, пора бы всерьез заняться собой (вариант: настоящим делом). Многие констатацией того, что пора, и ограничиваются; самые сильные и решительные резко меняют характер деятельности, семью, половую ориентацию или страну проживания и некоторое время испытывают прилив сил и удовлетворение. Но спустя какое-то время оказывается, что это все опять белый шум и суета.

То есть, делаю я из чтения и выслушивания человеческих биографий вывод, видимо, внешние перемены не слишком-то помогают «всерьез заняться собой» или «взяться за настоящее дело». Если не вовне, значит, внутри, третьего же не дано.

Заглядывание внутрь себя, скажу из личного опыта, тоже вызывает оторопь: это и есть я? Вот это все крохоборство, хаотическое собрание нужных и бесполезных сведений, высоких и низких стремлений – ради этого я существую, что ли?

Нет, конечно нет, хочется дать ответ. А как тогда?

Ответ вроде бы таков: то, что я принимал за внутреннее содержание, на самом деле тоже внешнее. А что там внутри, я обычно и понятия не имею. Представление о собственном внутреннем мире я получаю в тех редких случаях, когда болит совесть или обнимает любовь.

А мне очень интересно знать, почему это я принимаю те или иные решения, почему у меня возникают те либо иные эмоции и почему одни люди мне сразу нравятся, а другие нет. Любопытно было бы также, разобравшись, взяться за воспитание себя.

Постом полагается не только ограничивать себя в пище, но и лишать развлечений и плотских радостей. Великий пост длинный, освобождается куча времени для того, чтобы кое-что о себе выяснить и обнаружить цель существования, которая, как пишут святые отцы, состоит в соискании Духа Святого, то есть вернуться к Богу.

Митрополит Антоний (Блум) вспоминает слова старого монаха: «Дух Святой как большая робкая птица, присевшая невдалеке. Видя Ее приближение, не двигайся, не спугни Ее, дай Ей подойти к тебе».