Просто трояк


Я не говорю, что переходный возраст у мальчика – это подарок, не знаю. У меня в наличии девочка. И еще девочка, но поменьше. Две девочки в графе «итого».

Тихим уютным семейным вечером девочка номер один – двенадцати лет – подходит ко мне. Отодвигает младшую сестру в угол и после короткой перебранки – «это мое место», «подвинься, дивана что ли мало», «я первая сюда пришла», «мне больше надо», «так, замолчали обе» – вкрадчиво интересуется:

– Мам, как дела, что нового на работе, как настроение?

– У меня все хорошо, а по какому поводу такая забота? Можешь без вступительной части говорить. Сменку опять потеряла или на телефоне закончились деньги?

– Нет, все в порядке. Распишись в дневнике за прошлую неделю.

Гордо, как декларацию независимости, вручает мне дневник и ручку. Ничего себе! Не скажешь, что наша девочка ходит в школу безрезультатно. Задумываюсь, не напрасно ли мы практикуем современные демократические принципы. В прежние времена некоторые родители за такой дневник ремнем лупили любимое чадо. Между прочим, некоторым помогало.

– Я не виновата, – уверенно и не без возмущения говорит она. –

Просто не повезло.

– Пять раз за одну неделю не повезло?

– Думаешь, такого не может быть? Я написала сочинение про Тараса Бульбу. Пока я шла в школу, в тетрадь по литературе заполз мандарин и там раздавился.

– Наверное, он прочел твое сочинение и совершил харакири.

– А Татьяна Михайловна сказала, что считает эту оранжевую размазню личным оскорблением, даже читать не стала и поставила мне двойку. По-твоему, справедливо?

– Во всяком случае, ее можно понять, она не заказывала сочинение в мандариновой размазне.

– Историю я учила и даже вам всем рассказывала про крестоносцев.

– Ага, – подает голос из своего угла младшая, – они пошли в поход, и у них закончились продукты.

– Такое с ними не один раз случалось. Так вот, меня вызвали в самом конце урока, за две минуты до звонка. И только тогда я заметила, что в конце параграфа есть дополнительный материал мелким шрифтом. По нему меня и спросили. Знаешь, как было обидно? Если бы я сама не тянула руку весь урок, эта двойка не была бы такой… унизительной.

– Я сейчас заплачу от жалости.

А эта за что?

– Полная несправедливость. На контрольной Мещеряков что-то у меня спросил. Я даже не успела понять, что именно, как нам обоим поставили по двойке.

– Ну допустим. Но ОБЖ и ИЗО! Как можно получить двойки по этим предметам? Ты до шестого класса не научилась рисовать и не имеешь представления о том, как обезопасить свою жизнедеятельность?

– Мам, жуткое невезение.

Я две недели носила краски в сумке. Дважды отменяли ИЗО, а я их все носила. Когда в четверг раздавился мандарин, он смешался с красками, они потекли на учебник. Я их в помойку выбросила… А в пятницу ИЗО не отменили, так что двойка за то, что красок не было. А для ОБЖ я смастерила дистиллятор, такую установку для получения пресной воды в морском путешествии, даже испортила для него непроливайку.

– Мою непроливайку?? – раздается вопль из угла. – Я ее искала!

– Твою, – она показывает язык сестре. – Я принесла его в школу и оставила в нашем кабинете. А когда началось ОБЖ, кабинет оказался заперт на ключ вместе с моим дистиллятором. Мам, мы переживем, наверное. Нам же не надо в морское путешествие.

– У нее еще на другой странице трояк, – мстительно ябедничает младшая.

– За что трояк? – интересуюсь уныло, перевернув страницу.

Вопрос застигает дочку врасплох.

– Это… мммм… это она… то есть я… мы.. ну, в общем. – Она проводит несколько раз рукой, как будто пытается смахнуть тройку со страницы. Смотрит на меня с сожалением, как на больную, которой в сотый раз объясняют одно и то же, украдкой показывает сестре кулак и с глубоким вздохом и решимостью обреченного, прикупившего два туза на мизере, заключает: –

Просто трояк.