Выбери меня


Быстрый рост котировок порой заставляет инвесторов с осторожностью относиться к сильно подорожавшим акциям. Однако он не всегда означает, что бумаги стали слишком дороги и не принесут дохода. Чтобы понять, так ли это, надо соотнести их цену с прибылью компании или перспективами ее бизнеса. Вместе с тем стремительный рост корпоративных прибылей не обязательно означает, что акция привлекательна для покупки.

Участники рынка используют несколько показателей для определения, насколько акция недооценена или переоценена по сравнению с фундаментальными показателями деятельности компании. По отдельности их недостаточно, чтобы оценить акцию, но все вместе они могут помочь выявить действительно привлекательные бумаги.

Поделить Р на Е

Отношение капитализации (т. е. суммарной стоимости акций) к прибыли компании

(P/E) считается одним из главных коэффициентов для оценки инвестиционной привлекательности акции. Акционеры – совладельцы компании, поэтому стоимость акций должна быть тесно связана с размером ее прибыли. Чем выше коэффициент, тем дороже акция по отношению к прибыли компании, чем ниже, тем более недооцененной может считаться акция.

Коэффициент P/E данной компании нужно сравнивать с P/E аналогичных предприятий из ее сектора экономики и всего рынка. Если P/E выбранной компании относительно высок, это означает, что инвесторы надеются на быстрый рост ее бизнеса и финансовых показателей и готовы платить премию. Однако если эти надежды не оправдаются, цена акции может сильно упасть.

При этом нужно помнить, что для различных секторов промышленности и рынков может быть характерен разный уровень P/E. Традиционно он достаточно высокий у технологических компаний (например, 46,3 у Google и 22,9 у “Вымпелкома”) и низкий у компаний сырьевого сектора (у ExxonMobil, несмотря на ее рекордную в корпоративной истории США прибыль по итогам 2006 г. в $39,5 млрд, он составляет 11,4, а у “Лукойла” – 8,4, по данным Reuters). У компаний из развивающихся стран

Р/Е также обычно ниже, чем у компаний из высокоразвитых индустриальных стран. У индекса MSCI Emerging Markets этот показатель составляет около 15, а у американского индекса S&P 500 – около 18.

Данные академических исследований фондового рынка и практический опыт показывают, что покупку акций с низким Р/Е фактически можно считать рецептом успеха. Несколько лет назад инвестиционный гуру Уоррен Баффетт купил акции ряда корейских компаний, у которых Р/Е составлял 2–4; с тех пор их котировки сильно выросли.

Денежный поток

Знать отношение капитализации к свободному денежному потоку (P/CF) не менее полезно. Многие аналитики при оценке привлекательности акций обращают внимание не собственно на прибыль компании, а на генерируемый ею свободный денежный поток, т. е. деньги, остающиеся у компании после оплаты расходов. Низкий P/CF означает, что у компании здоровый бизнес и у нее остается много денег, которые она может пустить на выплату дивидендов или выкуп акций, тем самым увеличивая доход акционеров (см. врез). В конечном итоге стоимость бизнеса – это не что иное, как текущая стоимость его будущих свободных денежных потоков, говорит Энант Сандарам, преподающий фондовый анализ в Tuck School of Business. Низкий показатель P/CF, однако, может оказаться ловушкой, если компания, накапливая наличность, не инвестирует достаточно средств в развитие бизнеса. “Акция с низким P/CF действительно может быть дешевой, – говорит Эсвот Дамодаран из Stern School of Business при Нью-Йоркском университете. – Либо у этой компании может быть недостаток капиталовложений и огромная потребность в таковых”.

За вычетом долгов

Отношение капитализации к балансовой стоимости активов (P/BV) – еще один нужный индикатор. Балансовая стоимость активов – это активы минус долги и прочие обязательства компании. Если капитализация составляет $2 млрд, а активы – $1 млрд, P/BV равно 2.

Невысокий уровень P/BV может служить успокаивающим сигналом для инвестора. В конце 1990-х гг., когда на фондовом рынке США надувался мыльный пузырь, отношение совокупной капитализации компаний, входящих в S&P 500, к балансовой стоимости их активов было весьма высоким – 4,5. Акции были переоценены, а значение BV занижено из-за значительного объема долгов на балансах компаний. Когда пузырь лопнул и в американской экономике началась рецессия, акции подешевели, а многие компании начали реструктуризацию, агрессивно сокращая долги. В последние несколько лет P/BV для S&P 500 составляет около 3,1.

“В зависимости от бизнеса компании коэффициент P/BV может иметь существенное значение [для оценки ее акций] или же не иметь никакого, – говорит Терри О’Коннор, управляющий хедж-фондом Cedar Creek. – Балансовая стоимость активов важна при оценке финансовых институтов и практически не важна для производителей программного обеспечения”. В балансовую стоимость активов не включаются, в частности, патенты, бренды, она не отражает достижений компании в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и креативности ее сотрудников – т. е. всего того, что так важно для технологических и фармацевтических компаний. У этих компаний, таким образом, балансовая стоимость низкая, а коэффициент P/BV – высокий. Между тем этот показатель хорошо подходит для оценки не только финансовых, но и, например, строительных компаний.

Расчет отношения капитализации к выручке (Price/Sales) также сослужит добрую службу. Некоторым фондовым аналитикам нравятся компании с большой выручкой. У компании с капитализацией $500 млн и выручкой в $1 млрд этот коэффициент составит привлекательные 0,5.

Нужно, однако, учитывать, что большая выручка не гарантирует высокой прибыли. Поэтому у компании с низким коэффициентом Price/Sales должен быть хороший план по увеличению прибыли, в противном случае акция в цене не вырастет. (WSJ, Михаил Оверченко)