АЗС признали взрывоопасными


О том, что Ростехнадзор начинает лицензирование АЗС как взрывоопасных объектов, сообщило само агентство. Чиновникам предстоит лицензировать 40 000–50 000 АЗС. Исключение составят около 2000 станций, принадлежащих или арендуемых нефтеперерабатывающими компаниями, уже имеющими лицензии Ростехнадзора на деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Территориальные управления агентства уже разослали владельцам АЗС письма с уведомлением о необходимости получения новой лицензии. Чиновники собираются проводить комплексную оценку территории, сооружений и оборудования, инженерных коммуникаций, порядка приема, хранения нефтепродуктов, метрологического обеспечения, экологической и пожарной безопасности, обслуживающего персонала и его подготовки.

Решение о лицензировании принято в связи с выходом Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденного постановлением правительства от 17.01.2007, пояснил “Ведомостям” советник руководителя агентства Евгений Аношин. По его словам, к таким объектам в документе отнесены те, на которых хранятся и транспортируются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, и АЗС подходят под это определение. Лицензирование начнется уже в конце марта, добавляет он.

“Это чиновничий произвол, – возмущается исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко. – Еще в 2005 г. Ростехнадзор рассылал территориальным органам разъяснение, в котором говорилось, что АЗС не входят в сферу действия закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, так как не ведут производственную деятельность по получению, хранению, транспортировке, использованию опасных веществ, а поэтому контролю со стороны Ростехнадзора не подлежат. Что изменилось с тех пор – непонятно”. Аношин же возражает на это, что хранением нефтепродуктов заправки все-таки занимаются.

По мнению Сергиенко, инициатива Ростехнадзора приведет к поборам с владельцев АЗС. “У нас есть опыт с недавно введенным лицензированием МЧС заправок, как пожароопасных объектов”, – рассказывает он. Сама лицензия стоит 1300 руб., но, чтобы ее получить, надо выполнить ряд требований: провести экспертизу промышленной безопасности и предлицензионное обследование, оформить паспорт безопасности, подготовить план ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, встать на абонентское обслуживание по ликвидации разливов и по пожаротушению, провести обучение персонала. “Эти услуги платные, их оказывают коммерческие структуры, аккредитованные органами МЧС, – говорит собеседник “Ведомостей”. – Владелец АЗС может разработать план ликвидации разливов, но не факт, что его утвердят в МЧС”. Эти услуги обходятся бензоторговцам недешево. “Лукойл-Центрнефтепродукту” лицензирование одной АЗС в Москве обходится в 13 558 руб. в месяц, “Сибнефть – Северо-Запад” в Петербурге – 9550 руб. В регионах расценки ниже: “Транс-АЗС” (Московская обл.) платит 3573 руб., “Регион-Синтез” (Новосибирск) – 7253 руб., “Прометей-2000” (Саратов) – 333 руб.

Аношин из Ростехнадзора признает, что услуги по сопровождению лицензирования будут выполнять негосударственные структуры, но отвергает возможность их связи с чиновниками территориальных органов агентства.