Неожиданная треть


Еще в прошлом году внебиржевые сделки российских брокеров были большим секретом. Не были известны даже суммарные показатели – многие участники фондового рынка долгое время полагали, что оборот российского внебиржевого рынка сопоставим с биржевым. “Мы ожидали, что эта цифра может достигать 50%”, – признается аналитик “Ренессанс Капитала” Ованес Оганисян.

С неизвестностью решила бороться Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). В конце января чиновники обязали брокеров отчитываться обо всех внебиржевых сделках, заключенных с ценными бумагами, включенными в котировальный список хотя бы одной из бирж. Отчитываться нужно на следующий рабочий день, и брокеры могут выбирать, где это делать – в РТС или на ММВБ.

Результаты выхода внебиржевого рынка в свет оказались неожиданными. В течение февраля общий объем сделок с российскими акциями и расписками составил $88 млрд, подсчитала ФСФР. Из них на внебиржевые сделки, отчитанные на ММВБ и в РТС, пришлось $20,9 млрд, или 24% от общего оборота, а на западные площадки – $19,6 млрд (22%). Лидер по отчитанным внебиржевым оборотам – РТС, на ней было отчитано 98% всей информации. И по итогам февраля на РТС пришлось $20,5 млрд, или 23% от совокупного объема торгов российскими бумагами в стране и за рубежом. По подсчетам Ованеса Оганисяна, биржевой оборот на ММВБ в феврале составил $48 млрд. А внебиржевых сделок за февраль там было отчитано на $369 млн.

Эксперты не подвергают цифры ФСФР сомнению, но удивлены небольшой долей внебиржевых сделок. “Мне казалось, что внебиржевых сделок хотя бы 40%, – говорит гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. – Много сделок заключается с бумагами второго – третьего эшелонов, которые являются достаточно ликвидными, но брокеры не обязаны отчитываться по сделкам с ними”. По словам президента РТС Олега Сафонова, брокеры отчитывались в РТС по 673 бумагам, а на 1 марта в котировальные листы было включено 276 бумаг. “Четверть – это адекватная оценка, но существуют еще офшорные сделки западных брокеров с западными клиентами, которые они не обязаны отчитывать ни в РТС, ни на ММВБ”, – говорит главный трейдер “Уралсиба” Олег Воротницкий. Если их добавить, то внебиржевой рынок достигнет 50%, предполагает он.

“Мы считаем, что внебиржевой оборот составляет 50%, и мы еще не видим всей глубины рынка – не все брокеры отчитываются, кроме того, существуют и офшорные сделки”, – соглашается замруководителя ФСФР Владислав Стрельцов. По его словам, пока ФСФР не следит за исполнением нормы: “Мы дали брокерам возможность привыкнуть, начнем обращать внимание на это через месяц при проверках”. Тем не менее, по оценке Стрельцова, учитывая инвестиционный характер внебиржевых сделок, можно сделать вывод, что сегодня спрос портфельных и стратегических инвесторов на локальные бумаги выше, чем на суррогатные инструменты, торгующиеся вне страны.