Спорная добыча


Россия оказалась на 58-м месте из 65, несмотря на свои природные богатства и развитую добывающую отрасль. После нас только Казахстан, Конго, Папуа – Новая Гвинея, Филиппины, Монголия, Боливия, Венесуэла и Зимбабве. Лидерами рейтинга стали несколько американских и австралийских штатов, а также канадских провинций, где созданы благоприятные условия для инвестиций и поддерживается политическая стабильность.

Причина низкой позиции России в рейтинге – неопределенность режима, объясняет один из авторов доклада Фред Макмэхэн. “Компании не уверены, что правила игры, по которым они начали работать в России, не изменятся”, – рассуждает он. По его мнению, компании не верят в стабильность макроэкономического курса и налоговой политики властей. Еще одна причина низкой привлекательности России для горнодобытчиков – преступность. Более 30% компаний заявили, что безопасность является “серьезной проблемой” при вложениях в Россию, более 10% считают, что низкий уровень безопасности – непреодолимое препятствие для вложений в российскую экономику. Под безопасностью в данном случае понимается не только уровень уголовной преступности, но и вероятность давления со стороны коррумпированных чиновников, рассказывает Макмэхэн. Он считает, что на оценки горнодобывающими компаниями ситуации в России могли повлиять широко освещавшиеся в СМИ проблемы, возникавшие у нефтяных и газовых компаний в отношениях с российскими властями.

Предприниматели, работающие в России, не согласны с выводами исследователей. “На самом деле все с точностью до наоборот”, – негодует член совета директоров и совладелец британской золотодобывающей компании Peter Hambro Mining Павел Масловский. По его словам, в России не больше рисков, чем в любой другой богатой ресурсами стране. И в горнодобывающую отрасль с удовольствием вкладывают деньги как иностранцы, так и россияне. Peter Hambro ежегодно инвестирует по $40 млн только в разведку, говорит Масловский.

К российской горнодобывающей отрасли проявляют интерес мировые лидеры рынка, добавляет представитель “Северсталь-ресурса” Сергей Локтионов. К примеру, в конце прошлого года “Северсталь” подписала соглашение о создании альянса с Anglo American – одной из крупнейших в мире сырьевых компаний. Альянс будет вести совместную разведку месторождений никеля, меди и цинка в России. “Это лучший аргумент в пользу нашего инвестклимата”, – говорит Локтионов. А вот законодательство, касающееся условий разведки, могло бы быть более либеральным, полагает партнер инвестфонда DBM Capital Partners Тимоти Маккачен.