Виртуальная “Евросеть”


На большую прибыль от проекта “Евросеть” не рассчитывает: планируется, что его рентабельность по EBITDA будет такой же, как у самой “Евросети”, – около 7%. Для сравнения: у операторов “большой тройки” (МТС, “Вымпелком” и “Мегафон”) этот показатель составляет около 50%, а у оператора-дискаунтера Tele2 – 27%. “Евросеть” хочет диверсифицировать бизнес в преддверии выхода на биржу и покрепче привязать к себе клиентов, объясняет Разроев. Вчера у “Евросети” было уже 62 абонента, но у компании хватит мощностей, чтобы до конца года подключить несколько сотен тысяч абонентов, говорит он. Сумму инвестиций в проект Разроев не раскрывает, но говорит, что на запуск проекта MVNO в федеральном масштабе потребовалось бы около $20 млн.

В течение месяца “Евросеть” начнет оказывать услуги сотовой связи не только в Самарской области, но и в Саратовской, Ульяновской областях, Башкортостане и Мордовии, рассказал президент компании Элдар Разроев. “Евросеть” разработала три тарифа – “Оптимальный” (без абонентской платы), “Деловой” (абонплата в 165 руб. предусматривает 100 минут звонков) и “Золотая середина” (после трех минут разговора стоимость минуты снижается в 1,5 раза). “Евросеть” завоевала лидерство по продажам мобильных телефонов, начав работать в формате дискаунтера, но на сотовом рынке компания не будет применять демпинг, пообещал Разроев. Привлекать абонентов компания намерена не низкими ценами, а дополнительными услугами. Каждый подключившийся к “Евросети” получит доступ на специальный wap-портал, где сможет скачивать бесплатные MP3-мелодии, реалтоны, игры, картинки и т. п. Платить придется только за трафик. А со временем “Евросеть” планирует объединить проект со своим основным бизнесом, предложив абонентам контракты вместе с телефонами по сниженной цене.

Первые два месяца “Евросеть” не планирует рекламировать операторские услуги – она будет тестировать успешность проекта. Тем не менее посетителям салонов будут в первую очередь предлагаться контракты СМАРТСа и “Евросети” и лишь затем остальных операторов, говорит Разроев.

“Евросеть” – не первый сотовый дилер, пытающийся стать оператором. Два года назад Divizion запустил пилотный проект MVNO на базе сети “Мегафон-Москва”, но проект потерпел неудачу. По словам управляющего партнера Divizion Павла Караулова, “Мегафон” не захотел продолжать сотрудничество с дилером, сославшись на недостаток свободных частот.

Но СМАРТС доволен партнерством с “Евросетью”. Проблем с частотами у оператора нет, а продавая трафик “Евросети”, он сэкономит на затратах по привлечению и обслуживанию абонентов, объясняет директор коммерческого департамента СМАРТСа Игорь Наливайко.

Сотовых операторов в Самаре хватало и без “Евросети” – тут работают компании “большой тройки”, СМАРТС и сотовая “дочка” “Волгателекома”. Большинство из них скептически относятся к появлению конкурента. “Такие проекты актуальны, когда на насыщенном рынке приходится бороться за специализированные группы абонентов”, – говорит гендиректор поволжского филиала “Мегафона” Валерий Ермаков. Но, по его мнению, российский сотовый рынок продолжает развиваться и без того. Создав виртуального оператора, СМАРТС создает конкуренцию самому себе, считает Ермаков. “Темпы роста сотового рынка замедляются, и выход нового оператора с интересными предложениями может его оживить”, – возражает партнер ACM-Consulting Антон Погребинский. А директор самарского филиала “Вымпелкома” Сергей Фролов напоминает, что в России до сих пор не решен вопрос с выдачей виртуальным операторам лицензий на услуги связи. Но такая лицензия “Евросети” и не нужна: технически абонентов обслуживает СМАРТС, отвечает Разроев. А cтарший консультант iKS-Consulting Маргарита Зобнина отмечает, что у “Евросети” есть важные плюсы – развитая сеть продаж, которую можно использовать для обслуживания абонентов, и умение агрессивно продвигать свои услуги.