Маркетинг подкачал


В прошлом году рынок въездного туризма увеличился примерно на 10%, рассказал председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов. Через пограничные пропускные пункты в Петербург въехало 2,18 млн человек, а в 2005 г. пограничники зарегистрировали лишь 1,89 млн туристов. Еще около 900 000 туристов приехали в Петербург из других городов. С учетом 2 млн российских туристов Петербург посетило около 4,5 млн человек. Провальным для въездного туризма был 2005 г., когда количество туристов сократилось на 25–30% до 2,5 млн человек. Соколов объясняет прошлогодний рост цикличностью рынка. Свою роль сыграли и инициативы администрации по продвижению города, утверждает он. Смольный разработал туристическую символику Петербурга, запустил интернет-портал для туристов, чиновники представляли Петербург на 12 туристских выставках. А в конце года стартовала рекламная кампания стоимостью около 1 млн евро по продвижению Петербурга как турцентра.

Участники рынка сдержанно оценивают итоги прошлого года. Руководитель департамента “Интуриста” Николай Кокора говорит, что его компания увеличила турпоток в Питер примерно на 8%. А другой крупный оператор – “Академсервис” потерял около 5% туристов, рассказал его гендиректор Леонид Исакович. В этом году он прогнозирует примерно такое же снижение. Президент “КМП-Групп” Владимир Канторович говорит, что поток туристов его компании в Петербург снизился в прошлом году на 10%. Причина – нехватка мест в гостиницах в Москве. Большинство туристов посещают обе столицы, и, если где-то не хватает мест, они вообще не едут в Россию, объясняет он.

Нечем похвастаться и операторам круизных судов. Количество судозаходов в Петербург сократилось с 420 в 2005 г. до 300 в прошлом году, а число туристов уменьшилось с 370 000 до 350 000, говорит гендиректор Inflot Worldwide St. Petersburg Игорь Глухов.

Продвижение города как туристического центра ведется непродуманно – его осуществляют администрация, туроператоры, отели, говорит директор по маркетингу крупного отельного оператора. “При небольших бюджетах продвигать вразнобой – значит вообще не продвигать”, – говорит он. А Канторович недоволен, что на международных выставках Петербург часто выставляется отдельно от России. “Подобный сепаратизм вредит всем. Большинство туристов приезжают не в Петербург или Москву отдельно, а в Россию”, – уверен он.

Вице-президент РСТ Сергей Корнеев считает, что надо увеличивать расходы на рекламу. По его словам, “пляжные” Греция и Турция в этом году вышли в сегмент городского познавательного туризма и вкладывают десятки миллионов евро в рекламу на традиционном для Петербурга рынке.