Базар-вокзал

С. Портер

“Российские железные дороги” намерены изменить систему управления вокзалами в Москве и Санкт-Петербурге. Как рассказал “Ведомостям” вице-президент компании Михаил Акулов, монополия планирует в 2008 г. передать их специальным управляющим компаниям. Одна будет ведать вокзальными комплексами в столице, другая – в городе на Неве. Контрольный пакет акций этих компаний РЖД оставит себе, а оставшееся продаст сторонним инвесторам, говорит Акулов. Начальник отдела экономической экспертизы департамента управления имуществом РЖД Сергей Кривозубов прогнозирует, что в будущем на конкурс будут выставляться не отдельные вокзалы, а целые направления, чтобы за счет мегаполисов развивать вокзалы в маленьких городах.

РЖД сейчас получает слишком мало от сдачи вокзальных площадей в аренду, не устраивает госкомпанию и качество сервиса на вокзалах, сетует Акулов. Они застряли в эпохе стихийных кооперативов конца 1980-х – начала 1990-х гг.: “В одном углу – лоток, в другом – палатка”. В 2006 г. монополия выручила от сдачи в аренду площадей на всех семи московских вокзалах 280 млн руб., уточнил источник в РЖД. А госкомпания хочет увеличить поступления от вокзалов на порядок, рассказывает Акулов.

Акулов утверждает, что пока РЖД не искали партнеров для управления вокзалами – их планируется выбрать на специальных конкурсах, правила которых компания только разработает к концу 2007 г. Но это должны быть крупные компании с большими деньгами, предупредил он. Именно за их счет монополия собирается реконструировать и модернизировать вокзалы. Взамен монополия готова пообещать управляющим компаниям гарантированный контракт на управление вокзалами в течение 10–15 лет. Это будет прибыльный бизнес, уверен Акулов. Количеству обслуживаемых компанией пассажиров позавидует любая розничная сеть. По данным Акулова, через площадь трех вокзалов в Москве в года проходят 100 млн человек – для сравнения: через все магазины сети “Седьмой континент” проходит 91 млн человек.

Если РЖД выполнит свой план, в управлении новой структуры окажется недвижимость в центрах обеих столиц стоимостью не менее $0,5 млрд: по оценке гендиректора и владельца строительной компании “Крост” Алексея Добашина, стоимость одного здания вокзала в Москве – $50–100 млн. Но РЖД пытается найти ей правильное применение, считает Жан Сильван Камю, директор по коммуникациям компании Altarea, которая управляет двумя вокзалами в Париже. На этих вокзалах, как и повсюду в Европе, открыты торговые комплексы, где можно купить одежду, игрушки, подарки, парфюмерию, обувь. Операционный доход Altarea за 2006 г. – 246 млн евро, текущая капитализация – более 1,5 млрд евро.

От желающих стать партнером РЖД по этому проекту, похоже, не будет отбоя. Добашин уже сейчас готов попытать счастья в тендере РЖД, и обещает в случае победы вложить в каждый московский вокзал не менее $5 млн. Ведь доходы от сдачи площадей вокзалов в аренду могут вырасти десятикратно, оценил он. Управление вокзалами – такой же привлекательный проект, как и управление аэропортами, согласен член совета директоров группы компаний Mirax Максим Привезенцев: там можно разместить что угодно – мини-гостиницы, салоны красоты, бутики, рестораны, супермаркеты, главное навести чистоту и уют. Ритейлеры подтверждают, что Привезенцев прав: по мнению представителей “Евросети”, “Аптечной сети 36,6” и “Ростик групп”, вокзалы могли бы стать бойким местом для цивилизованной торговли. Начальник формирования градостроительных программ правительства Москвы Алексей Шепель допускает, что московские вокзалы могут ежегодно приносить РЖД $100 млн. Руководитель “Леон Билдинг” (возводит торговые площади) Дмитрий Октябрьский считает, что через каждый благоустроенный вокзал в Москве может проходить 10-16 млн потенциальных покупателей в год.