ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Памфилова далеко не единственный близкий к власти человек, кто осудил действия правоохранительных органов в отношении бунтовщиков из команды Каспарова – Касьянова. Возмущался вчера депутат Павел Крашенинников, утверждая, что власти не имеют права запрещать общественные акции. А сегодня разбирать грубое поведение милиции с чувством и наверняка не без истерики будут в Общественной палате.

Сначала ударить дубиной, а потом угостить пряником – привычная тактика нынешней власти. Так было с делом ЮКОСа, когда экс-руководителей компании судили, а потом бизнесменов успокаивали и обещали налоговое послабление и комфортные условия ведения бизнеса. Так было с Грузией, когда в разгар конфликта начались повальные облавы на криминальный грузинский бизнес и было перекрыто транспортное сообщение с Тбилиси, а потом представители российской творческой интеллигенции и чиновники рассказывали о братском грузинском народе и еще недавно закрытые казино вдруг стали открываться как ни в чем не бывало.

Так произошло и с “Маршем несогласных”: сначала оппозицию, а заодно журналистов и случайных прохожих разгоняли с особым цинизмом, а спустя несколько дней власть и те, кто рядом с ней, стали объяснять, что милиционеры перестарались. Даже в Кремле признали, что не стоило обижать каспаровцев, мол, тем самым сделали из оппозиционной мухи оппозиционного слона.

Такое поведение власти объясняется скорее всего разобщенностью представлений о методах реагирования в самом Кремле, где у одних есть навязчивая идея о том, что лучший способ решить проблему – утопить в сортире, а другие считают, что полезнее действовать, сохраняя хотя бы иллюзию почитания прав человека и демократических ценностей.

То есть сначала президента убедили в том, что надо продемонстрировать мужественность в самом мужицком варианте, а потом уговорили смягчиться и показать, что, в принципе, ничто человеческое и нам в России не чуждо.

Смена акцентов оставляет надежду на то, что все поправимо, даже если речь идет о самодурстве милиции, но зато не оставляет никаких иллюзий, что решать конфликты власть научилась головой, а не кулаком. И эта надежда не появится, даже если грубиянов с дубинками отругают, журналистов пожалеют, а невинно пострадавшим выплатят компенсации. Вот и получится, что виноватых нашли, а осадок остался.