Достаточно контроля


Новый менеджмент “АвтоВАЗа”, пришедший на завод вместе в “Рособоронэкспортом”, долгое время был сторонником идеи национального русского автомобиля. В прошлом году “АвтоВАЗ” отказался от предложения Renault купить блокпакет акций завода. Renault была готова создать СП с “АвтоВАЗом” и выпускать под брендами Lada и Renault модели, разработанные на базе платформы Logan.

Теперь руководство “АвтоВАЗа” изменило свою точку зрения. Максимум через полтора года, когда “Тройка Диалог” и “Рособоронэкспорт” закончат ликвидацию перекрестной собственности акций на “АвтоВАЗе”, они станут владельцами 75% плюс 1 акция концерна. А вчера гендиректор “Рособоронэкспорта” и председатель совета директоров “АвтоВАЗа” Сергей Чемезов впервые публично заявил, что ФГУП готов продать стратегическому инвестору 25% плюс 1 акция “АвтоВАЗа”. “Контрольного пакета “АвтоВАЗа” нам достаточно”, – объяснил Чемезов. Среди потенциальных покупателей он перечислил Renault, Porsche и Fiat. Одновременно обсуждается возможность проведения IPO, добавил Чемезов.

Два источника, близких к руководству “АвтоВАЗа”, рассказали “Ведомостям”, что переговоры с перечисленными Чемезовым компаниями о продаже акций завода еще не ведутся, но с Renault они могут возобновиться в конце мая. Представители Renault от комментариев отказались, в Porsche на запрос “Ведомостей” не ответили. А представитель Fiat Раффаэлло Порро говорит, что его компания в покупке акций “АвтоВАЗа” не заинтересована.

У “АвтоВАЗа” уже есть иностранный партнер. В декабре прошлого года компания подписала рамочное соглашение с канадской Magna о совместной разработке автомобиля “С” и строительстве нового завода в Тольятти мощностью 450 000 машин в год. Чемезов говорит, что окончательный контракт с Magna “АвтоВАЗ” подпишет в мае. Но параметры проекта могут измениться: вместо строительства завода под новые модели можно расширить существующие мощности, к примеру цех по сборке Kalina, рассказал вчера Чемезов. Это сократит стоимость проекта с $1,5 млрд до $700–800 млн, подсчитал он.

Менеджмент “АвтоВАЗа” рано или поздно должен был созреть для продажи части акций завода стратегическому инвестору, говорит аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. “АвтоВАЗ” теряет позиции на рынке, а новые технологии, необходимые для создания качественного продукта, заводу могут предоставить только иностранцы, замечает она. То, что идея полностью русского автомобиля несостоятельна, “АвтоВАЗ” понял, еще когда решился на сотрудничество с Magna, добавляет аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. Наиболее очевидным претендентом на пакет “АвтоВАЗа” оба эксперта считают Renault. Fiat в России сотрудничает с “Северсталь-Авто” и если бы речь зашла о покупке акций российской компании, то итальянцы скорее всего выбрали бы партнера, объясняет Сахнова. А у Porsche просто нет подходящего по цене для “АвтоВАЗа” продукта, резюмирует Чуйко.