Чайке дают 90 дней


Проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс и закон “О прокуратуре” был внесен в Госдуму полтора месяца назад двумя депутатами-единороссами. Авторы предлагают разграничить в рамках прокуратуры две основные функции – следствия и надзора. В связи с этим прокуроров предлагается лишить права возбуждать и прекращать уголовные дела и давать руководящие указания следствию – такое право должно перейти к следователям Следственного комитета прокуратуры или других ведомств. Генпрокурор Юрий Чайка публично поддержал законопроект, однако его подчиненные высказали к нему массу нареканий. Основной критике подверглось нарушение принципа единоначалия и лишение прокуроров надзорных полномочий.

Ко второму чтению в комитете по законодательству подготовили более 80 поправок, большая их часть носит технический характер, констатирует депутат Александр Хинштейн. Единственное, чего удалось добиться, – это восстановить право прокурора утверждать обвинение по уголовным делам перед их направлением в суд, говорит он. Но добавляет, что это полдела: в ситуации, когда сотрудник милиции незаконно возбуждает уголовное дело и допускает нарушения в ходе его расследования, прокурор бессилен. Кроме того, в последней версии законопроекта глава Следственного комитета уже не является первым заместителем генпрокурора, хотя порядок его назначения сохраняется.

Источник в Генпрокуратуре говорит, что политическое решение о создании СК уже принято. В качестве наиболее вероятного руководителя нового ведомства сразу два источника в этом ведомстве называют заместителя генпрокурора и бывшего однокурсника Владимира Путина Александра Бастрыкина. В законопроекте указано, что документ вступит в силу в течение 90 дней с момента публикации. Бывший генпрокурор Юрий Скуратов называет сроки реальными: формально 10 000 следователей прокуратуры перевести в новую структуру несложно. Но последствия будут катастрофическими: следствие станет фактически бесконтрольным, число “заказных” дел резко увеличится, предупреждает Скуратов.