Чтоб неповадно было


Пути Russo International Venture, которой владеет уроженец Ирана Крейг Сороуди, и авиакомпании пересеклись в 1992 г. Тогда стороны заключили консультационное соглашение. По нему Russo International Venture помогала сдавать в аренду Ирану 25 российских самолетов, получая за услуги 5% комиссионных. За 1992–1995 гг. “Аэрофлот” перечислил ей более $2,3 млн, а в 1997 г. счел заключенное в “смутное время” соглашение невыгодным для себя и уведомил американцев о его расторжении. Та обратилась в арбитраж Стокгольмской торговой палаты, и в 2002 г. он обязал “Аэрофлот” выплатить более $17 млн. Год спустя на основе этого решения другая компания Сороуди возбудила производство против “Аэрофлота” в США и также выиграла. Все апелляции “Аэрофлота” были отклонены, и в 2004 г. суд принял окончательное решение о взыскании с него $17 млн.

Авиакомпании пришлось выплатить всю сумму, чтобы не допустить ареста имущества в США, в частности самолетов.

В России по заявлению НРК в 2003 г. было возбуждено уголовное дело по признакам мошенничества в действиях Сороуди и сотрудников “Аэрофлота”. Через два года следствие было приостановлено “в связи с неустановлением местонахождения обвиняемого Сороуди”.

Но в апреле 2007 г. Лебедев направил депутатский запрос в Генпрокуратуру (копия имеется у “Ведомостей”). Он требует возобновить следствие по уголовному делу, “установить и допросить сотрудников “Аэрофлота”, причастных к хищению свыше $2 млн <...>; установить причастность Сороуди к хищению $17 млн; направить поручение в США о наложении ареста на счета [его компании] <...>; объявить Сороуди в международный розыск по линии Интерпола”. Запрос депутата зарегистрирован 9 апреля и направлен в управление по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью МВД, сообщил “Ведомостям” сотрудник подразделения по рассмотрению жалоб и обращений Генпрокуратуры. Ответ депутату пока не направлен, срок рассмотрения истекает 9 мая.

В “Аэрофлоте” о запросе Лебедева не знают. В деле Russo больше политики, чем практического смысла, говорит заместитель гендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков: “сейчас едва ли можно вернуть деньги, присвоенные иностранным гражданином”, а менеджеры, которые могут быть причастны к делу, в “Аэрофлоте” уже не работают.

Лебедев не смог объяснить “Ведомостям”, на что он рассчитывает. “Меня это интересует как акционера, который не хочет допускать подобных вещей в будущем”, – уверяет он, обещая поднять вопрос о “деле Russo” на ближайшем заседании совета директоров “Аэрофлота”.

Связаться с Сороуди не удалось.