Вредный график


На всех электростанциях ОГК-4 по двухсменному (по 12 часов ) и трехсменному (по 8 часов) графику работает весь оперативный персонал компании – 25% от общего числа сотрудников. В качестве компенсации за сменный режим работы руководство компании предоставляет сотрудникам 2–4 дня дополнительного отпуска, льготные путевки на санаторно-курортное лечение, проводит разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия. От профессиональных заболеваний, впрочем, это не спасает. По словам заместителя генерального директора ОГК-4 по управлению персоналом Андрея Бузова, из-за шумного производства энергетики чаще всего страдают нарушениями слуха. Заболевания же, которые усугубляются сменным режимом работы, работодатели, как правило, назвать затрудняются. “Это непросто отследить, специальной медицинской статистики мы не ведем”, – признается Бузов.

Всю оставшуюся жизнь

Посменная работа согласно ст. 103 Трудового кодекса может вводиться по решению работодателя в случаях, “когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг”. “По существу, это означает, что ограничений для установления сменной работы не существует: работодатель может ввести ее по своему усмотрению, если сочтет такую организацию труда более целесообразной”, – поясняет Алексей Русакомский, консультант юридической практики аудиторско-консалтинговой группы Energy Consulting. Но при составлении графиков сменности он обязан учитывать рекомендации санитарно-гигиенических нормативов, а также специальные нормативные правовые акты, определяющие особенности режима рабочего времени для той или иной категории работников, добавляет он.

Чтобы негативные последствия сменной работы сократить до минимума, такой график должен быть постоянным, полагают специалисты. “Если, к примеру, это сутки через двое, то так человек и должен работать все время”, – говорит проректор Национального института здоровья в Санкт-Петербурге Александр Юрченко. Еще следует учитывать, что работать свыше 12 часов в сутки, пусть и с последующими выходными днями, вредно. “Часто люди предпочитают отработать сутки, а потом два-три дня отдыхать, совершенно не задумываясь о том, что в конечном итоге такой режим приводит к заболеваниям нервной системы, нарушениям сердечного ритма, кровообращения и потенции”, – поясняет Юрченко. Самый оптимальный, на его взгляд, вариант – трехсменный график, при котором человек работает не больше восьми часов в сутки. Президент группы компаний “Русские фермы” Андрей Даниленко с профессором полностью согласен: “Человек не может эффективно функционировать больше восьми часов подряд, и даже это время он отработает эффективно лишь в том случае, если отдохнет не меньше 16 часов”. Сменный график работы в своей компании Даниленко строит, руководствуясь этим убеждением.

Сердечный подход

“Работоспособность органов кровообращения в различное время суток неодинакова, – комментирует исследование психотерапевт Государственного научно-практического центра интервенционной кардиоангиологии Галина Беляева. – Ночью сердце бьется медленнее, артериальное давление снижается – организм готовится к отдыху. В это время суток люди, особенно те из них, кто относится к типу “жаворонков”, работают через силу”.

В том, что производительность труда напрямую зависит от суточных ритмов человека, убедились на Горьковском автозаводе. В 2001 г. здесь решили отменить третью, ночную, смену, поскольку наибольшее число дефектов, как выяснилось, работники допускали именно ночью. “Сейчас завод работает в две смены, каждая по восемь часов”, – говорит Сергей Луговой, директор по связям с общественностью ГАЗа. Мера, по его словам, возымела действие: если в начале 2000-х гг. сдача продукции с первого предъявления (определяется отношением числа дней, отработанных без дефектов, к общему числу рабочих дней) равнялась 2%, то сейчас показатель достиг 95%.

От скачущих графиков страдают не только рабочие на производстве. 29-летний музыкант Алексей Ульрих, играющий в группе “Сегодня ночью”, рассказал, как после окончания Санкт-Петербургской консерватории продолжал заниматься музыкой и одновременно пытался работать менеджером в компании I-Free (российский контент-провайдер). “Через три месяца я понял, что совмещать ночной график в студии и дневной в офисе физически невозможно, и уволился”, – говорит он.

Налоговая против

По Трудовому кодексу (ст. 154) “каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях”. Размеры повышения, отмечает Алексей Русакомский из Energy Consulting, устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

“Российские работодатели от доплат не отказываются, но они не учитывают, что работнику за разносменный режим также положено компенсировать потерю здоровья – это обязательство устанавливается ст. 212 Трудового кодекса, – поясняет Сергей Храмов, председатель объединения профсоюзов России “Соцпроф”. – По Налоговому кодексу (ст. 217, 238) компенсации, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, не облагаются НДФЛ и ЕСН, но налоговики упорно видят в них схемы ухода от налогов и предъявляют к компаниям претензии”.

К примеру, по этому поводу президиум ВАС 17 октября 2006 г. вынес постановление в связи с неправильными действиями налоговиков в отношении челябинского ОАО “Прокатмонтаж”. Предприятие не включило в налоговую базу для исчисления подоходного налога компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда. Сотрудники налоговой сочли, что данные выплаты должны рассматриваться как одна из составных частей повышенной оплаты труда за работу в особых условиях, а значит – облагаться налогом. Президиум ВАС заявление инспекции оставил без удовлетворения.

“Несмотря на положительные решения суда, проблема остается, – сетует Храмов. – Получается, что всё, что профсоюзы выбивают из работодателей забастовками, оборачивается для бизнеса новыми трудностями”.