SSJ вместо Ил-96


В 1998 и 1999 гг. правительство и “Аэрофлот” подписали инвестсоглашения: авиаперевозчик освобождался от уплаты таможенных пошлин и НДС за ввоз в Россию 27 самолетов Boeing и Airbus при условии закупки отечественных лайнеров. “Аэрофлот” заключил с лизинговой компанией “Ильюшин финанс” (ИФК) контракт на покупку шести пассажирских Ил-96-300. Лишь к 2005 г. стороны определились с условиями финансирования заказа. Каждый самолет должен был обойтись “Аэрофлоту” примерно в $54 млн, но он так и не перечислил деньги, потребовав от ИФК банковскую гарантию. ИФК отказалась, заявив, что договор утратил силу. Компании подали друг на друга в суд, однако многолетняя тяжба ни к чему не привела.

На прошлой неделе “Аэрофлот” перечислил ИФК первый аванс в $900 000, но лизинговая компания в тот же день вернула деньги, назвав их “ошибочно зачисленными”. В письме “Аэрофлоту” ИФК предложила до 23 мая сообщить о принципиальном согласии купить шесть Ил-96-300 и заключить новый договор. В ИФК на положительный ответ особо не рассчитывают. “Не думаю, что у них [“Аэрофлота”] сейчас острая потребность в дальнемагистральных самолетах [к этому классу относится Ил-96-300]”, – признает гендиректор ИФК Александр Рубцов.

В рамках выполнения соглашений 1998–1999 гг. “Аэрофлот” договорился с Минэкономразвития о приобретении пассажирских самолетов SSJ-100, сообщил “Ведомостям” советник министра Игорь Коньков. Авиакомпания обязуется купить и Ил-96, но в грузовой классификации, уточнил он. Это подтвердил источник, близкий к “Аэрофлоту”. Стороны не раскрывают, сколько SSJ должен купить “Аэрофлот”, чтобы выполнить обязательства прошлых лет. В 2005 г. авиакомпания уже заключила твердый контракт на 30 SSJ-100, сегодня будет подписано соглашение на поставку 15. У перевозчика есть еще опцион на пять судов. Начало поставок запланировано на ноябрь 2008 г. В сентябре 2006 г. авиакомпания перечислила аванс в $15,7 млн. SSJ приобретаются на условиях финансового лизинга с последующим оформлением в собственность. SSJ заменит Ту-134 на маршрутах внутри России, в страны СНГ, Прибалтики, Восточной Европы.

Стоимость контракта будет равна сумме неуплаченных пошлин, отмечает Коньков. По расчетам аналитика банка “Траст” Евгения Шаго, “Аэрофлот” сэкономил около $600 млн. Каталожная цена SSJ – около $28 млн.

“Нас вполне устроит, если “Аэрофлот” закажет грузовые самолеты”, – говорит Рубцов.