Замешательство


С начала марта резко ускорился приток ликвидности в Россию. Причина – IPO госбанков и распродажа активов ЮКОСа. Золотовалютные резервы Центробанка за это время выросли на $71 млрд. Приток $54 млрд из этой суммы обеспечили привлеченные компаниями займы и инвестиции, подсчитала экономист Goldman Sachs Анна Задорнова. На аукционах их участники за последние два месяца потратили $31,5 млрд.

Теперь чиновники не знают, что делать с рублями, на которые компании обменяли занятую за рубежом валюту.

Из-за покупок иностранной валюты Центробанком рублевая ликвидность в банковской системе с 1 марта по 18 мая выросла почти вчетверо – с 442 млрд руб. до 1674 млрд, подсчитали Алексей Моисеев и Валентина Крылова из “Ренессанс Капитала”.

Незапланированно высокий приток капитала в Россию – главная угроза для целевых показателей по инфляции (8%), сказал министр финансов Алексей Кудрин: “С начала года приток капитала оказался на десятки миллиардов долларов больше, чем прогнозировалось”. Теперь инфляционная цель снова “в рисковой зоне”, хотя старт года был очень удачным.

Нефтедоллары правительство может стерилизовать через налоги, а приток капитала ему регулировать сложнее, пожаловался бюджетному комитету Кудрин. И призвал к большей решительности ЦБ, который и так повысил ставки по депозитам и обязательным резервам.

Но ЦБ мечтает о другом. Максимальный срок обращения его облигаций – год, а “стерилизации на временный срок не бывает”, цитирует слова зампреда ЦБ Константина Корищенко “Прайм-ТАСС”: она либо проводится постоянно, либо нет. Самый действенный метод управления ликвидностью – валютное регулирование, но он, “к сожалению, не находится в наших руках”, сетует Корищенко.

Против укрепления рубля президент Владимир Путин. “Укрепление рубля продолжается, – отметил он. – С главой Центробанка недавно говорил, он не фиксирует отрицательного воздействия на перерабатывающие отрасли экономики, но это один из важных факторов, нужно обратить на него внимание”.

Лучше, чем укрепление рубля, выпуск гособлигаций, которые могут связать лишнюю ликвидность, считает руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович. Финансировать за счет этих денег можно как инфраструктуру, так и обычные расходы бюджета. Однако если эти средства будут дополнять, а не замещать бюджетные траты, стерилизационного эффекта не будет, говорит Александр Морозов из HSBC Bank.

Долго такая ситуация продолжаться не может, пишут Моисеев и Крылова. Либо инфляция ускорится, либо ЦБ укрепит рубль или повысит ставки.