Вагоны для Дерипаски


“Русские машины” готовятся создать совместное предприятие с ВКМ, рассказал “Ведомостям” источник, близкий к “Русским машинам”. Доли партнеров в СП, по его словам, распределятся 50 на 50. “ВКМ внесет в уставный капитал СП акции принадлежащих ей предприятий, крупнейшие из которых – контрольные пакеты “Рузхиммаша” и “ВКМ-Стали”. “Русские машины” свою долю оплатят деньгами. “Входящий в “Русские машины” “Абаканвагонмаш” на первоначальном этапе не войдет в структуру новой компании, – уточняет собеседник “Ведомостей”. – Но в перспективе планируется создание единой компании для управления профильными активами обоих партнеров”.

Планы создания СП “Ведомостям” подтвердили директор по железнодорожному бизнесу “Русских машин” Алексей Зотов и председатель совета директоров ВКМ Виктор Мажукин. Зотов уточнил, что вчера это решение одобрил совет директоров “Русских машин”. СП будет учреждено в конце июня – начале июля и получит название “Русская корпорация транспортного машиностроения”, говорит он. Компания будет зарегистрирована в Мордовии.

Сумму сделки стороны не раскрывают. Аналитик ИК “Капитал” Михаил Пак оценивает главный актив ВКМ – “Рузхиммаш” в $130–140 млн.

Заняться транспортным машиностроением тогда еще “Сибирский алюминий” решил в 1997 г. – структура компании “Союзметаллресурс” консолидировала контрольный пакет “Абаканвагонмаша”. В прошлом году предприятие вошло в холдинг “Русские машины”, объединивший машиностроительные активы Дерипаски.

“Абаканвагонмаш” – очень интересный актив, но у него есть проблемы: сейчас в страну везется много подержанных китайских контейнеров, <...> завод расположен далеко от портов”, – признавался в недавнем интервью “Ведомостям” гендиректор “Русских машин” Петр Золотарев. При производственных мощностях 40 000 контейнеров и 2000 платформ в год завод выпустил в 2006 г. 3842 контейнера.

“Транспортное машиностроение – одно из основных направлений деятельности “Русских машин”, – говорит Зотов. – Сделка по созданию СП позволит нам увеличить долю на рынке грузового вагоностроения, что вписывается в утвержденную стратегию развития холдинга. Кроме того, партнерство предусматривает рост объема заказов для “Абаканвагонмаша” за счет их перераспределения между предприятиями СП”.

Мажукин рассказывает, что его компания давно искала стратегического партнера. Предметные переговоры с “Русскими машинами”, по его словам, заняли около трех месяцев. У “Русских машин” хороший опыт работы в таких высокотехнологичных отраслях, как авиастроение и автомобилестроение, поэтому партнерство рассчитано в первую очередь на привлечение технологий в объединенную компанию, отмечает он.

По замыслу партнеров в 2008 г. СП выйдет на объем производства не менее 10 000 грузовых вагонов в год. Для сравнения: крупнейшие в России производители грузовых вагонов – “Уралвагонзавод” и “Алтайвагон” в 2006 г. выпустили около 17 000 и 7412 единиц соответственно.

Интерес “Русских машин” к этому рынку не случаен, уверен Пак: “Парк подвижного состава РЖД серьезно устарел, и в ближайшие годы будет наблюдаться значительный рост спроса на железнодорожную технику”. Объем внутреннего рынка грузовых вагонов эксперт оценивает примерно в $2 млрд в год. По данным РЖД, до 2015 г. потребности монополии в грузовых вагонах составят около 450 000 единиц. При этом пока на данном рынке сохраняется дефицит. По подсчетам Минпромэнерго, в 2006 г. мощности российских предприятий были рассчитаны на производство 33 400 новых грузовых вагонов, а потребности внутреннего рынка составили 48 900 единиц.