Прохоров предупреждает

По такой цене канадская компания “Норникелю” не нужна, уверен Прохоров/ Е. Стецко

Норникель” не рискует и может торговаться до примерно 30 канадских долларов за акцию LionOre ($6,8 млрд за всю компанию), возражает аналитик Альфа-банка Владимир Жуков. Он полагает, что компания продолжит борьбу за стратегически важный для нее актив, даже если Хstrata сделает новое предложение.

Вчера “Норникель” объявил, что его совет директоров одобрил новое предложение о покупке LionOre – за $6,3 млрд. Охоту на канадскую компанию начала швейцарская Xstrata, в марте предложившая за нее $4 млрд. В начале мая “Норникель” перебил ее цену – $4,77 млрд, но швейцарцы сделали ответный ход – $5,6 млрд. Новое предложение “Норникеля” на 27,9% больше, чем предыдущее, и на 10%, чем последняя оферта Xstrata.

При определении размера нового предложения учитывалось, что в случае продажи “Норникелю” LionOre должна будет выплатить Xstrata компенсацию ($281 млн. – “Ведомости”) – такое обязательство она взяла на себя, одобряя оферту Xstrata, объяснил гендиректор “Норникеля” Денис Морозов.

Менеджмент компании единодушно считает покупку LionOre за $6,3 млрд обоснованной, подчеркнул Морозов, это очень важный и нужный для компании проект, он приведет к увеличению объема производства, расширит географию деятельности.

Иное мнение у Прохорова, почти шесть лет возглавлявшего “Норникель”. Он проголосовал против новой оферты.

Прохоров пояснил “Ведомостям”, что считает сделку по такой цене рискованной для компании и ее акционеров: “Я голосовал “за”, когда принималось решение о первой оферте, сейчас я считаю предложенную цену завышенной. Если конъюнктура рынка никеля ухудшится, эта сделка может привести к уменьшению стоимости для акционеров “Норильского никеля”. Я считаю, что сейчас надо усиливать позиции не в никеле, а в палладии, цены на который низки. Но компанией управляет “Интеррос”, он и принимает решения”. Вчера тонна никеля подешевела примерно на $1175, или на 2,3%, а акции “Норникеля” в РТС – на 4%.

В начале года Прохоров и Потанин объявили, что разрывают многолетнее партнерство и до конца года поделят принадлежащие им активы. Главный из них, “Норникель”, по предварительной договоренности достанется Потанину, в апреле Прохоров оставил пост гендиректора компании.

Прохоров подчеркнул, что его протестное голосование не имеет никакого отношения к процессу раздела активов, который идет своим чередом. “Просто это лишнее доказательство тому, что у нас с “Интерросом” разный взгляд на развитие бизнеса”, – сказал Прохоров.

Директор по связям с общественностью “Интерроса” Лариса Зелькова отказалась комментировать слова Прохорова, заявив, что холдинг считает покупку LionOre привлекательной для “Норникеля” и соответствующей стратегии его развития.

Многие эксперты разделяют опасения Прохорова. Вчера агентство Fitch объявило, что поставило кредитные рейтинги “Норникеля” на пересмотр с “негативным” прогнозом. Специалисты Fitch сочли, что увеличение предложения может оказать отрицательное влияние на кредитоспособность компании: “Приобретение активов полностью за счет заемных средств повысит вероятность понижения рейтингов”, – говорится в сообщении агентства. Standard & Poor’s изучает, как повлияет сделка на финансовые показатели “Норникеля”, говорит аналитик агентства Елена Ананькина.

Оценки риска этой сделки зависят от прогноза цен на никель, рассуждает аналитик Deutsche UFG Александр Пухаев, сейчас он стоит около $50 000/т, но в течение нескольких лет, по его мнению, подешевеет до $30 000/т. Видимо, менеджмент “Норникеля” позитивно оценивает перспективы рынка никеля, рассуждает эксперт. Но сумма, которую он готов выложить за LionOre, очень высока, отмечает Пухаев: стоимость канадской компании (EV, капитализация плюс долги) превысит ее EBITDA в 5 раз, а у “Норникеля” это отношение 2,2.

Представители LionOre и Xstrata от комментариев отказались.