Слово Гринспэна


Российский фондовый рынок в этом году не дает скучать. Почти за пять месяцев он испытал несколько взлетов и падений, и в итоге его основной индикатор – индекс РТС потерял уже 7,5%, а с установленного в середине апреля рекорда 2008 пунктов – почти 11%. Очередная волна продаж началась во вторник, в среду она усилилась (индекс РТС потерял 2,43%). Но вчера многие надеялись на отскок благодаря росту американского рынка, рассказывает трейдер “Уралсиба” Олег Воротницкий. Напрасно.

Слово взял Алан Гринспэн, словам которого финансисты всего мира внимали 20 лет. Выступая на телеконференции, он выразил опасения по поводу перегретого китайского рынка, передает Reuters. “Китайский фондовый рынок вырос с начала года на 50%, и этот рост скоро закончится”, – предупредил он.

Происходящее на китайском рынке давно тревожит экспертов. Экономика страны в последние годы растет впечатляющими темпами, но то, как дорожают акции, привлекло на фондовый рынок миллионы китайцев. Брокеры открывают сотни тысяч счетов в день частным инвесторам, многие из которых ради спекуляций залезают в долги. Китайским властям пришлось объяснять, что акции могут подешеветь, но пока их мало кто слышит и население продолжает надувать гигантский пузырь. Поэтому многие ожидают, что следующий кризис зародится в Китае. В феврале падение местного индекса Shanghai Composite почти на 9% за один день спровоцировало обвал на всех биржах мира; индекс РТС с 27 февраля за пять дней потерял 12%.

Так произошло и вчера. Иностранные держатели китайских акций услышали Гринспэна. Индекс Shanghai B-shares (акций, номинированных в иностранной валюте, которыми могут торговать нерезиденты), падавший два дня (накануне – на 5%), вчера рухнул на 7,97%. Другие рынки пострадали меньше: гонконгский индекс Hang Seng снизился на 0,22%, японский Nikkei 225 – на 0,05%, европейские – в пределах процента, панъевропейский индекс Dow Jones Stoxx 600 – на 0,4%. Американский S&P 500, который в начале торгов рос, в итоге потерял 0,12%.

Россия не стала исключением. “За ночь рынок в США развернулся, так что участники российского рынка, нервно проспав ночь, с утра вновь бросились продавать”, – констатирует Воротницкий. За первый час индекс РТС снизился на 2,4%, опустившись ниже 1800 пунктов, а “голубые фишки” потеряли 3–5%.

Между тем индекс Shanghai A-shares, состоящий из номинированных в юанях акций, которыми могут торговать фактически лишь китайские инвесторы, потерял вчера лишь 0,47%. Индекс Shanghai Composite, объединяющий акции классов А и В, снизился на 0,54%. “Я бы не переоценивал воздействие слов Гринспэна на внутренний рынок [Китая]. На нем властвуют розничные инвесторы. И если я скажу кому-нибудь из них, что Гринспэн считает, что на рынке надулся пузырь, они спросят: а кто такой Гринспэн?” – говорит аналитик HSBC Стивен Сан.

В России хорошо знают, кто такой Гринспэн. Его комментарии по китайскому рынку стали основным поводом для падения российских акций, полагает начальник департамента рыночных исследований ИФД “Капиталъ” Скотт Семет. С ним согласен и вице-президент управления акций Citigroup Сергей Суверов: “Инвесторы помнят, что распродажа началась после азиатского кризиса 1997 г., и опасаются серьезного падения китайских акций, которое может рикошетом ударить по всем развивающимся рынкам”.

Поскольку пузырь в Китае не лопнул, инвесторы успокоились, и дальше ход торгов определялся местными новостями. В итоге индекс РТС потерял 1,38% и закрылся на уровне 1790,5 пункта. Американский рынок открылся вверх и российские акции начали покупать, говорит трейдер “Ренессанс Капитала” Павел Науменко. Но после закрытия российского рынка американские индексы ушли в минус. Лучше других выглядели акции “Лукойла”, “Роснефти”, “Газпром нефти”, что логично, когда цена на нефть превысила $71 за баррель, отмечает начальник отдела анализа фондовых рынков Бинбанка Михаил Гонопольский. Они в итоге даже подорожали – на 0,6%, 0,05% и 1,4% соответственно. На 2% снизились акции РАО ЕЭС, “Газпрома” и Сбербанка.

Главная слабость российского рынка – приближение выборов, оно заставляет инвесторов нервничать. Именно этим объясняют продажи российских акций в течение двух недель Воротницкий и Семет. “Я не вижу других реальных причин, кроме политического риска”, – говорит Семет.