Три автозавода, самолеты и пиво


“С 8 по 10 июня 2007 г. Санкт-Петербург превратится в экономическую столицу мира” – с этих слов открывается сайт форума. Размах действительно есть. Владимир Путин выступит здесь с программной речью об экономике, которая готовилась с той же тщательностью, с какой готовятся послания Федеральному собранию, и встретится с представителями иностранного бизнеса. Кабинет министров перемещается в Петербург почти в полном составе. На форум едут 12 президентов иностранных государств, 13 премьеров и 60 губернаторов. В аэропорту “Пулково” подготовлено 250 стоянок для частных самолетов, а РЖД пустит 38 дополнительных поездов по маршруту Москва – Петербург (подробнее о подготовке Петербурга к форуму читайте на стр. А2). Минэкономразвития подгадало под дни форума заключение нескольких крупных сделок с иностранными компаниями. Список соглашений, которые могут быть подписаны здесь, уточняется, но общая сумма может достичь $4 млрд, заявил замминистра финансов Сергей Сторчак.

Питерский автобан

Несколько соглашений будет касаться строительства автозаводов. Suzuki подпишет пакет документов о строительстве предприятия в Питере, это будет СП Suzuki и экспортера этого концерна Itochu Corp., который сейчас продает Suzuki в России. Они вложат в строительство около 100 млн евро и будут собирать внедорожники Grand Vitara. Первая очередь завода заработает в 2009 г., а его общая мощность составит 50 000 автомобилей в год. PSA Peugeot Citroen планирует подписать с Минэкономразвития договор о строительстве завода стоимостью 300 млн евро, заявил вчера министр экономразвития Герман Греф. Окончательно соглашение еще не готово, уточнил чиновник Минэкономразвития. Компания еще не определилась с площадкой и сделает это до конца месяца, добавил руководитель торгпредства России во Франции Иван Простаков. Он рассказал, что PSA будет выпускать в России Citroen C4 и Peugeot 308 или их обновленные варианты, мощность завода составит 70 000 автомобилей в год.

А Volvo подпишет соглашение с администрацией Калужской области на строительство завода по сборке грузовиков в Калуге стоимостью 100 млн евро, пообещала представитель Volvo в России Наталья Алешина. Volvo начнет производство в 2009 г. и будет собирать 10 000 грузовых автомобилей Volvo и 5000 – Renault.

Не все проекты успели созреть к положенному сроку. Например, соглашение о строительстве завода по производству китайских грузовиков с Beijing Automotive Industry Holding и ульяновской “АМС-Групп”, заявленное в программе форума, подписано не будет, рассказал министр инвестиций региона Дмитрий Рябов. Партнеры еще не определились с участком для строительства, пояснил представитель “АМС-Групп” Павел Широков. Рябов надеется, что соглашение будет готово к Кубанскому экономическому форуму в сентябре.

А Hyundai Motor собирается только начать на форуме переговоры о строительстве собственного завода в Питере, сообщил вчера “Интерфакс”. Представитель компании Анна Костюхина не стала комментировать эту информацию, а источник, близкий к Hyundai, подтвердил “Ведомостям” планируемые переговоры. Компания обратилась в Минэкономразвития по вопросу строительства завода еще в апреле, но подать заявку еще не успела и с параметрами проекта не определилась.

В тени G8

Изюминкой форума может стать подписание соглашения Boeing c “Аэрофлотом” на поставку 22 дальнемагистральных самолетов Boeing-787.

Размер контракта без учета скидок и опциона может составить около $3 млрд. Купить “лайнеры мечты” “Аэрофлот” хотел еще год назад, но его основной акционер – государство настояло на заказе конкурентной европейской новинки – Airbus-350 XWB. Но в конце мая вице-президент Boeing по продажам в Европе, России и Центральной Азии Марлин Дейли признавался, что сделка с “Аэрофлотом” по-прежнему “обсуждается”. О том, что подписание соглашения с Boeing должно состояться на питерском форуме, говорит сотрудник “Аэрофлота”. Источник “Ведомостей” в Кремле также дал понять, что такие переговоры ведутся, отказавшись раскрыть их детали. Чиновник профильного ведомства и высокопоставленный чиновник, близкий к совету директоров “Аэрофлота”, сомневаются, что контракт удастся подписать именно на форуме. Сотрудник одной из авиастроительных компаний, участвующих в форуме, предполагает, что вопрос с подписанием соглашения с Boeing не был прояснен до окончания переговоров России и США на вчерашнем саммите G8 (об итогах этих переговоров читайте на стр. А2). А пока информацию о планируемом соглашении “Аэрофлота” с Boeing в спешном порядке исключили из анонсов мероприятий питерского форума, подтверждает сотрудник одной из компаний, которая примет в нем участие. От официальных комментариев представители Boeing, “Аэрофлота”, ГСС и ОАК вчера отказались.

Деньги в розницу

Иностранцы везут на форум не только индустриальные проекты. Завтра третья в мире пивоваренная компания SABMiller подпишет соглашение с Ульяновской областью о строительстве завода стоимостью $170 млн. PepsiCo объявит о намерении построить второй завод по производству чипсов в Ростовской области за $100 млн. Samsung тоже за $100 млн построит в Калужской области завод по производству жидкокристаллических и плазменных панелей. Немецкая Quarzwerke потратит 17 млн евро на завод по добыче и переработке песка для стекольной промышленности, а Henkel-Bautechnik – 12 млн евро на производство сухих строительных смесей (оба проекта – в Ульяновской области).

Объем инвестиций, о которых будет объявлено на форуме, не поражает воображение по сравнению с общими инвестициями в экономику России, тем более что они растянуты во времени, отмечает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. Только в I квартале, по данным Росстата, их притекло $9,8 млрд. Но по сравнению с прошлогодним форумом, когда самым крупным контрактом было соглашение с Nissan о строительстве завода в Питере за $200 млн, это успех.