ИНТЕРВЬЮ: Александр Гнусарев, председатель совета директоров Объединенной промышленной корпорации


Объединенная промышленная корпорация (ОПК) в отличие от многих российских финансово-промышленных групп не спешит допускать до своих разношерстных активов в недвижимости, банковском секторе, ТЭКе и судостроении посторонних. ОПК, например, отказала иностранным металлургам в участии в разработке одного из крупнейших в мире – Элегестского месторождения угля и не позволила государству войти в управление ее судостроительными активами. Как ОПК собирается развиваться, “Ведомостям” рассказал председатель ее совета директоров Александр Гнусарев.

– Удалось ли ОПК отделить банковский бизнес от промышленных активов?

– Многие российские частные корпорации начинали свой путь с банковской деятельности. ОПК не стала исключением. Ее интересы представлены в разных секторах экономики: это финансы, разведка и добыча полезных ископаемых, машиностроение, девелопмент, медийный бизнес, новые технологии. Все эти проекты ведет команда, которая выросла из Межпромбанка. А сам банк сегодня – один из активов ОПК.

– Конечными бенефициарами Межпромбанка оказались семья Сергея Пугачева (72%) и менеджеры (28%). А кто владеет ОПК?

– У ОПК те же собственники, что и у Межпромбанка, но доля менеджеров не превышает 10%.

– Статус сенатора не мешает Пугачеву определять стратегию развития бизнеса?

– Стратегию развития определяет совет директоров ОПК. Большие полномочия у советов директоров отдельных компаний, в каждом из которых, образно выражаясь, у ОПК – контрольный пакет. Сергей Пугачев может повлиять на сам состав совета директоров ОПК при его переизбрании, вот и все.

– Часто выпуск евробондов предшествует IPO. Есть такие планы у холдинга?

– Одна из целей выпуска еврооблигаций Межпромбанка заключалась в том, чтобы рассказать, как устроена группа в целом, определить настроения инвесторов в секторах, где мы работаем. Колоссальный интерес привлекли наши девелоперские проекты. Если говорить об IPO, то в ближайшие планы будет входить вывод на биржу отдельных компаний группы. Размещение акций холдинговой компании может быть уже следующим шагом.

Но выходить на биржу нужно, когда рынок готов к вашему размещению. Мы думаем, что рынок сделает паузу до середины 2008 г. Если говорить о сделках, которые могут быть совершены до 2008 г., то, возможно, это будет участие в одном из совместных фондов с крупным западным инвестбанком. Речь идет прежде всего о нашем девелоперском направлении.

– Складывается ощущение, что Межпромбанк развивается менее динамично, чем большинство конкурентов.

– Межпромбанк растет на 30% в год. И эти темпы я считаю достаточно динамичными. Прежде всего мы ориентируемся на качество кредитного портфеля. И сейчас смотрим не только на крупных корпоративных клиентов, но и на средний бизнес. В рискованные направления, например в экспресс-кредитование, Межпромбанк не идет сознательно. Мы считаем, что это нецелесообразно.

– “Межпромбанк Плюс” активно продвигает вклады и другие продукты через почту...

– Эффект колоссальный. Пока этот продукт работает в тестовом режиме – в Москве, Московской области. Но даже здесь интерес огромный: в день поступало около 2000 звонков в наш call-центр. И это в тех регионах, где количество и качество банковских услуг, наверное, лучшие в стране. Наш продукт – это не просто почтовый перевод, а технология, которая является нашим ноу-хау. Она позволит значительно увеличить продажи банковских услуг, а главное – доставить их в те места, где они пока либо слишком дороги, либо вообще отсутствуют. Со временем эта технология может быть ретранслирована на любой регион России.

– Какие крупные девелоперские проекты ведет ОПК?

– Строительство нового жилого квартала на Васильевском острове в Петербурге, новое строительство в Москве. А также реконструкция комплекса “Кремлевский” на Красной площади, строительство элитного жилья в Плещееве на Рублевке, универмаг и гостиница в Сочи. Развиваем три новых проекта на Петровке, Новом Арбате, Смоленской площади.

– Каков общий портфель?

– Более 3,5 млн кв. м.

– Расскажите про проект застройки территории Балтийского завода.

– Речь идет об участке примерно в 70 га, расположенном на берегах Невы и Финского залива и логически продолжающем жилую часть Васильевского острова. Всего будет построено около 2,2 млн кв. м жилья и гостиничной недвижимости.

– На какой он сейчас стадии?

– Готовятся мастер-план и проект нового квартала. После одобрения его в городской администрации мы сможем приступить к разработке рабочей версии проекта. Строительство будет вестись в пять очередей, на одной территории будет представлено несколько типов жилых объектов – от невысоких домов на береговой линии до современных многоэтажных. Мы рассчитываем закончить работы, связанные с переносом завода, в 2008 г. Проектирование 70 га – колоссальная работа. Поэтому нельзя сказать, что он будет реализован за два или три года, строительство будет вестись очередями.

– Сколько у вас земли в Подмосковье?

– 1160 га на Рублево-Успенском шоссе, купленных на вторичном рынке. Все они предназначены под жилищное строительство. На 360 га в устье двух рек – Истры и Москвы-реки – на Рублевке будет реализован проект “Плещеево”, который предполагает строительство 660 вилл, инфраструктурных объектов и жилья для персонала. На рублевском направлении большие участки земли никогда не продавались, поэтому никогда не было возможности построить завершенный поселок, который имел бы единую архитектурную концепцию. Мы можем себе позволить пригласить лучших мировых архитекторов, которые спроектируют каждый дом по индивидуальному проекту.

– Сколько будет стоить дом?

– Я думаю, такой дом будет стоить от $5 млн. Для Рублевки это консервативная цена.

– Какие проекты у вас в Сочи?

– В Сочи – центральный универмаг площадью 25 000 кв. м и гостиница “Приморская” на 100 000 кв. м. Количество потенциальных операторов здесь на сегодня ничем не ограничено. Крупные международные гостиничные сети разглядели этот город, хотят в него прийти, понимая, что площадок немного и наша – одна из наиболее интересных.

– Выбран ли оператор для “Кремлевского”?

– Мы полгода назад сформировали шорт-лист, сейчас как раз финальная стадия переговоров.

– Как идет проект переноса мощностей Балтийского завода на “Северную верфь”?

– Перенос будет осуществлен без остановки производства с постепенным увеличением мощностей нового завода, который сможет строить морские суда дедвейтом до 300 000 т и суммарным дедвейтом не менее 500 000 т в год.

Общий объем инвестиций – 13,7 млрд руб. Недавно проект был представлен в Минпромэнерго и оценен как один из наиболее готовых к реализации. Он не предусматривает строительства с нуля, в чистом поле, а значит, удастся избежать множества инфраструктурных проблем. Поэтому это оптимальный проект как по стоимости, так и по срокам.

– Рассчитываете ли вы на помощь государства?

– Мы исходим из того, что те мощности, которые появятся по завершении проекта, будут высоко востребованы и обеспечены заказами, поэтому готовы полностью взять финансирование на себя.

– ОПК рассматривает интеграцию в создаваемую Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК)?

– Мы есть и будем оставаться самостоятельной судостроительной группой, но, естественно, рассчитываем на производственную кооперацию с ОСК. Недавно, например, мы приступили к новому для себя проекту. Он реализуется совместно с “Севмашем”, который войдет в ОСК. Речь идет о строительстве плавучих атомных электростанций для Росэнергоатома. Первая из них должна быть построена через три года и будет установлена в Северодвинске.

– Какова стоимость этого контракта и какая часть от него приходится на ОПК?

– Одна плавучая АЭС без береговой инфраструктуры и реакторной части стоит в среднем порядка $200 млн.

– Сейчас вы ориентируетесь в первую очередь на военные заказы. Это будет меняться?

– Мы по-прежнему готовы выполнять военные заказы. Но с учетом планов реформирования отрасли рассчитываем на появление большого объема сложных гражданских заказов. Балтийский завод, к примеру, остается фактически монополистом по ледокольной тематике. В этом году мы спустили на воду атомный ледокол “50 лет Победы” и дизель-электрический ледокол “Москва” – первый неатомный ледокол, построенный на отечественной верфи за последние 32 года. За последние восемь лет наши верфи выполнили все самые дорогостоящие и сложные экспортные заказы, в рамках которых был проведен большой объем научно-технических и конструкторских работ. Эти технологии могут быть ретранслированы на выполнение современных задач, в том числе по созданию современных наукоемких гражданских судов для освоения шельфа.

– Когда начнется освоение Элегестского месторождения?

– Элегестское месторождение угля – одно из крупнейших в мире, балансовые запасы – 800 млн т. Сейчас принято ключевое для реализации проекта решение о строительстве железной дороги в регионе. Государство профинансирует 37,2 млрд руб. строительства, такую же сумму плюс финансирование всех затрат на инфраструктуру возьмет на себя ОПК. Общая стоимость проекта – 98 млрд руб. Все работы должны быть завершены к 2015 г., после чего мы получим компанию с добычей около 15 млн т. Проектная мощность без железной дороги составляла 3 млн т в год.

– Поучаствовать в проекте хотели металлурги...

– Мы действительно вели переговоры со многими участниками рынка, включая POSCO и Mittal Steel. Но когда было принято решение правительственной комиссии о строительстве железной дороги в регионе, мы посчитали, что для привлечения партнеров в проект нет серьезных оснований. Во-первых, мы сами знаем, как его профинансировать, а во-вторых, хотелось избежать конфликта интересов, который очевиден, с учетом того что металлурги – крупнейшие потребители угля.

– А что получит государство в обмен на свои инвестиции?

– Государство получит их возврат в виде налоговых поступлений. Среди всех проектов, финансируемых за счет средств инвестфонда, коэффициент возврата инвестиций у нас один из самых высоких. Проект позволит Туве увеличить собственные налоговые доходы в шесть раз до 7 млрд руб. к 2015 г. Будут и дополнительные доходы: к примеру, после того как дорога будет построена, совершенно иначе будет формироваться цена на лицензии по освоению других месторождений.

– Во сколько вы оцениваете стоимость активов ОПК?

– По нашим оценкам, их совокупная стоимость составляет порядка $11,5 млрд. Это достаточно реалистичная и в то же время консервативная оценка. Потенциал роста компаний, входящих в ОПК, крайне велик.