ИНТЕРВЬЮ: Александр Гнусарев, председатель совета директоров Объединенной промышленной корпорации


Объединенная промышленная корпорация (ОПК) в отличие от многих российских финансово-промышленных групп не спешит допускать до своих разношерстных активов в недвижимости, банковском секторе, ТЭКе и судостроении посторонних. ОПК, например, отказала иностранным металлургам в участии в разработке одного из крупнейших в мире — Элегестского месторождения угля и не позволила государству войти в управление ее судостроительными активами. Как ОПК собирается развиваться, “Ведомостям” рассказал председатель ее совета директоров Александр Гнусарев.

- Удалось ли ОПК отделить банковский бизнес от промышленных активов, если такая цель преследовалась?

- Многие российские частные корпорации начинали свой путь именно в банковской деятельности. ОПК, которая была образована три года назад, не стала исключением. Ее интересы представлены в разных секторах экономики: это финансы, разведка и добыча полезных ископаемых, машиностроение, девелопмент, медийный бизнес, новые технологии. Все эти проекты ведет та команда, которая выросла из Международного Промышленного Банка. Он, в свою очередь, сегодня является одним из активов ОПК.

- То есть наравне с другими активами банк вошел в структуру корпорации?

- Да. Долгое время существовал штамп, что ОПК была создана для управления непрофильными активами Межпромбанка. На самом деле, ОПК - это многопрофильная компания, которая управляет всеми активами, в том числе и банковскими.

- В начале года была раскрыта структура собственности Межпромбанка, конечным владельцем которого оказалась зарегистрированная в Новой Зеландии трастовая компания OPK Trust Company. Бенефициарами самого траста была названа семья Сергея Пугачева (ее доля - 72%) и менеджеры банка (28%). А какова структура собственности ОПК?

- Детально структура собственности корпорации будет раскрыта, если по аналогии с Межпромбанком ОПК решит выпустить еврооблигации или провести IPO. Пока можно сказать, что у ОПК те же собственники, что и у Межпромбанка, при этом совокупная доля менеджеров в корпорации не превышает 10%. Среди бенефициаров ОПК никого, кроме членов семьи Пугачева (это три человека) и менеджеров, нет.

- По российскому законодательству, сенаторы не могут участвовать в оперативном управлении частным бизнесом, но это наверняка не мешает Сергею Пугачеву определять общую стратегию развития бизнеса?

- Стратегию развития, направления инвестиций, возможные объекты для слияний и поглощений определяет совет директоров ОПК. Большие полномочия у советов директоров отдельных компаний, в каждом из которых, образно выражаясь, у ОПК - контрольный пакет. Сергей Пугачев, со своей стороны, может повлиять на сам состав совета директоров ОПК при его переизбрании, вот и все.

- Часто выпуск евробондов предшествует IPO. Есть ли такие планы у Межпромбанка, других активов ОПК или холдинговой компании в целом?

- Одна из косвенных целей выпуска еврооблигаций Межпромбанка заключалась в том, чтобы рассказать инвесторам о том, как устроена группа в целом. Это также позволило определить настроения инвесторов к тем секторам, в которых представлена ОПК. Колоссальный интерес привлекли наши девелоперские проекты. Если говорить о возможности проведения IPO, то в ближайшие планы будет входить вывод на биржу как раз отдельных компаний группы. Размещение акций холдинговой компании может быть уже следующим шагом.

- А какой из бизнесов станет первым?

- Пока мы анализируем интерес со стороны потенциальных инвесторов, проводим консультации с инвестбанкирами. Cложно сказать, какая компания станет публичной первой и когда это произойдет. Любой инвестбанкир скажет, что выходить на биржу нужно тогда, когда рынок готов к вашему размещению. Мы думаем, что рынок сделает паузу до середины 2008 г. А нам это время позволит более четко определить, в каком порядке выводить активы на рынок.

- То есть до 2008 г. от вас можно ничего не ждать?

- Если говорить о каких-то сделках, которые могут быть нами совершены до 2008 г., то возможно, это будет участие в одном из совместных фондов с очень крупным западным инвестбанком. Это также одна из форм выхода на публичные рынки, просто пока мало кому известная и не настолько популярная, как IPO. Речь здесь идет, прежде всего, о нашем девелоперском направлении. Но говорить подробнее об этих планах я пока не могу.

- Складывается ощущение, что Межпромбанк развивается менее динамично, чем большинство конкурентов. Так запланировано?

- МПБ растет на 30% в год. И эти темпы я считаю достаточно динамичными. Прежде всего, мы ориентируемся на качество кредитного портфеля. И сегодня смотрим не только на крупных корпоративных клиентов, но и на средний бизнес. В рискованные направления, такие, например, как экспресс-кредитование Межпромбанк, в отличие от многих других банков, не идет сознательно. Мы считаем, что это нецелесообразно.

- Розничная “дочка” Межпромбанка - “Межпромбанк Плюс” активно продвигает вклады и прочие продукты через почту. А есть ли эффект?

- Эффект колоссальный. Мы не ожидали такого интереса к этому продукту. Пока он работает в тестовом режиме, то есть в ограниченном количестве регионов – Москве, Московской области. Но даже здесь интерес огромный: в день поступало около 2000 звонков в наш колл-центр, наблюдалась очень серьезная динамика вкладов. И это в тех регионах, где количество и качество банковских услуг, наверное, лучшие в стране. Продукт, который мы предложили, оказался во многом уникальным. Это не просто почтовый перевод, а технология, которая является нашим ноу-хау. Она позволит значительно увеличить продажи банковских услуг, а главное - доставить их в те места, где пока они либо слишком дороги, либо вообще отсутствуют.

- Вы собираетесь распространять ее на другие регионы?

- Конечно. Со временем эта технология может быть ретранслирована на любой регион России.

- Почему МПБ не стал входить в систему страхования вкладов, в отличие от подавляющего большинства российских банков?

- Дочерний "Межпромбанк Плюс", развиваясь как розничный банк, является единым проектом. Обладая уникальными технологиями, он может развернуть сеть, по масштабам сопоставимую с крупнейшими банками, занимающимися розницей. Такой проект интересен и вполне самодостаточен сам по себе. Это основная причина, по которой мы решили пойти по такому пути.

- Планируете ли Вы какие-нибудь сделки в банковском секторе?

- Я думаю, что в процессе подготовки к IPO банка мы будем смотреть на возможность увеличения количества портфельных инвесторов в капитале банка.

- Межпромбанк финансирует какую-либо политическую партию?

- Никаких политических партий он не финансирует. Мы занимаемся исключительно бизнесом.

- Остаются ли на обслуживании в банке члены семьи Бориса Ельцина?

- Это банковская тайна.

- Почему ОПК решила заняться девелоперским бизнесом?

- Мы исходили из того, что потенциал роста рынка недвижимости колоссальный. Давайте посмотрим динамику цен на нее в сравнении, например, с динамикой рынка акций. Видно, что цены на недвижимость росли гораздо быстрее. Возможно, на это повлиял ряд факторов: избыток горячих нефтяных денег, общий рост благосостояния и желание инвестировать в долгосрочные проекты.

- Какие крупные девелоперские проекты ведет ОПК?

- Один из самых крупных - это строительство нового жилого квартала на Васильевском острове в Петербурге, новое строительство в Москве. Помимо этого – реконструкция комплекса "Кремлевский" на Красной площади, строительство элитного жилья в Плещеево на Рублевке, универмаг и гостиница в Сочи. Развиваем три новых проекта на Петровке, Новом Арбате, Смоленской площади.

- Каков общий портфель?

- Более 3,5 млн кв.м.

- По какому принципу вы подбирали девелоперские проекты? Они у вас все в разных секторах?

- Есть классическое определение успешности девелоперского проекта: месторасположение, месторасположение и еще раз месторасположение. Принцип следующий - мы считаем, что объект должен быть лучшим в своем сегменте и должен вырасти в цене. Если вы нам предложите купить гостиницу в центре, которая будет приносить 3% в год, мы, наверное, откажемся. Предложите площадь под застройку не в самом лучшем месте, но с большой доходностью - мы тоже этот проект вряд ли будем рассматривать. Мы хотим, чтобы все наши проекты были не только доходными, но и оставили свой след в архитектуре городов.

- У вас нет целей выделить одно-два направления как основные в девелоперском бизнесе?

- Нет. На мой взгляд, у всех наших проектов хорошее будущее, потому что они находятся в уникальных местах для своего региона.

- Расскажите про проект застройки территории Балтийского завода.

- Проект “Васильевский остров” будет реализован на территории принадлежащего нам Балтийского завода в Петербурге. Речь идет об участке примерно в 70 га, расположенном на берегах Невы и Финского залива и логически продолжающем жилую часть острова. Всего будет построено около 2,2 млн кв.м жилья и гостиничной недвижимости.

- На какой он сейчас стадии?

- Готовятся мастер-план и проект нового квартала. После одобрения его в городской администрации мы сможем приступить к разработке рабочей версии проекта. Строительство будет вестись в пять очередей, на одной территории будут представлены несколько типов жилых объектов - от невысоких домов на береговой линии до современных многоэтажных. Мы рассчитываем закончить работы, связанные с переносом завода в 2008 г. Проектирование 70 га - это колоссальная работа, ведь территория некоторых государств - всего 200 га. Поэтому нельзя сказать, что он будет реализован за два или три года - строительство будет вестись очередями.

- Сколько у вас земли в Подмосковье?

- 1160 га земель на Рублево-Успенском шоссе, которые были нами куплены на вторичном рынке. Сегодня все эти земли предназначены под жилищное строительство. На 360 га в устье двух рек - Истры и Москва реки - на Рублевке будет реализован проект "Плещеево", который предполагает строительство 660 вилл, инфраструктурных объектов и жилья для обслуживающего персонала. Рублевское направление есть и будет основным, и те проекты, которые будут реализовываться здесь, будут наиболее дорогими и востребованными. Очень характерная вещь - с одной стороны, здесь самые высокие цены, но если вы придете и скажете, можно ли посмотреть какой-нибудь готовый поселок, вариантов будет немного. Здесь большие участки земли никогда не продавались, поэтому никогда не было возможности построить завершенный поселок, который бы имел единую архитектурную концепцию. Мы можем себе позволить пригласить лучших мировых архитекторов, которые спроектируют каждый дом по индивидуальному проекту.

- Сколько дома будут стоить в этом поселке?

- Я думаю, такой дом будет стоить от $5 млн. Для Рублевки это консервативная цена.

- У ОПК были земли Московского конного завода, что планируете построить на них?

- Из земель, принадлежащих ОПК в Одинцовском районе, 360 га, как я уже сказал, займет "Плещеево". Остальные земли находятся в стадии разработки концепции освоения и проектирования.

- Какие проекты у вас в Сочи?

- В Сочи - центральный универмаг площадью 25 000 кв.м и гостиница "Приморская" на 100 000 кв.м. Если говорить про Сочи, то количество потенциальных операторов здесь на сегодняшний день ничем не ограничено. Крупные международные гостиничные сети разглядели этот город, хотят в него прийти, понимая, что площадок немного и наша - одна из наиболее интересных. Основной акцент будет сделан на апартаменты, и гостиница должна сосуществовать с этими апартаментами таким образом, чтобы и те гости которые приезжают на кроткий срок в гостиницу и те, у кого там свои апартаменты, чувствовали себя комфортно, поэтому уровень гостиницы определится уровнем апартаментов.

- Выбран ли оператор для "Кремлевского"?

- Для нас очень принципиально, кто будет оператором в этом месте. Мы полгода назад сформировали шорт-лист, сейчас как раз финальная стадия переговоров.

- У вас нет планов приобрести строительные мощности?

- Мы считаем, что путь, когда девелопер нанимает подрядчика, более эффективен.

- Какие активы у вас в медийном бизнесе?

- У нас есть 3-й метровый телеканал, доли в западных СМИ и ряде печатных изданий, 51% Lux TV Russia. Пока мы детально не структурировали этот бизнес. Но за счет медийных активов мы будем развивать направление, связанное с потребительскими программами. Этот бизнес рассчитан на большие рекламные сборы, то есть исключительно на получение прибыли. С какими-то политическими целями это не связано.

- В прошлом году было объявлено о планах ОПК по переносу мощностей Балтийского завода на территорию "Северной верфи". Как продвигается проект?

- На сегодня совместно с российским проектным институтом и европейскими консультантами мы готовим проект переноса. Он будет осуществлен без остановки производства с постепенным увеличением мощностей нового завода, который сможет строить морские суда дедвейтом до 300 000 т и суммарным дедвейтом не менее 500 000 т в год.

- Какой объем инвестиций предусмотрен для реализации этого проекта?

- Срок реализации проекта – не более шести лет. Общий объем инвестиций составит 13,7 млрд руб. Недавно на заседании Минпромэнерго наш проект был оценен как один из наиболее готовых к реализации. Он не предусматривает строительства с нуля, в чистом поле, а значит нам удастся избежать множества инфраструктурных проблем. Поэтому это оптимальный проект, как по стоимости, так и по срокам реализации. И он в итоге позволит выполнить те задачи, которые обозначены в принятой недавно стратегии развития отрасли.

- Рассчитываете ли Вы на помощь государства?

- Нет. Мы исходим из того, что те мощности, которые появятся в результате реализации нашего проекта, будут высоко востребованы и обеспечены заказами, поэтому готовы полностью взять финансирование на себя.

- ОПК рассматривает возможность интеграции своих судостроительных активов в создаваемую Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК)?

- Мы есть и будем оставаться самостоятельной судостроительной группой, но, естественно, рассчитываем на производственную кооперацию с ОСК. И Балтийский завод, и "Северная верфь" сейчас взаимодействуют более чем с сотней предприятий, часть из которых должна войти в ОСК. Недавно, например, мы приступили к новому для себя проекту. Он реализуется совместно с Севмашем. Речь идет о строительстве плавучих атомных электростанций.

- А кто заказчик?

- Проект реализуется для Росэнергоатома. Первая плавучая АЭС должна быть построена через три года и будет установлена в Северодвинске.

- Какова стоимость этого контракта, и какая часть от него приходится на ОПК?

- Пока могу сказать только, что одна плавучая АЭС без береговой инфраструктуры и реакторной части стоит в среднем порядка $200 млн.

- Вице-премьер Сергей Иванов говорил о слишком большой стоимости корвета проекта 20380. Чем это вызвано?

- 20380 - это опытная конструкторская разработка, а заказчиком является соответствующее подразделение Минобороны, которое напрямую заказывает все необходимые комплектующие. "Северная верфь" стоимость своих работ практически не меняла. Изменялась в основном цена заказываемого под этот проект оборудования, что и привело к общему удорожанию контракта.

- Как финансируется постройка серии этих корветов и фрегата "Адмирал Горшков"? Правда ли, что выделяемые средства очень невелики?

- Существует Государственная программа вооружений, утвержденная президентом. Финансирование ведется исходя из интересов государства, в соответствии с подписанными контрактами и с учетом сроков строительства кораблей. Сдача головного заказа намечена на текущий год. Тем не менее, у завода существует потенциальная возможность исполнения большего объема гособоронзаказа.

- Сейчас вы ориентируетесь в первую очередь на военные заказы. Изменится ли это с реализацией проекта по созданию нового комплекса на базе "Северной верфи"?

- Мы по-прежнему готовы выполнять военные заказы. Но с учетом планов реформирования отрасли рассчитываем на появление большого объема сложных гражданских заказов, тех, которые исторически выполняли "Северная верфь" и Балтийский завод. Последний, например, остается фактически монополистом по ледокольной тематике. В марте мы подняли российский флаг на атомном ледоколе "50 лет Победы", в мае спущен на воду дизель-электрический ледокол "Москва", первый неатомный ледокол, построенный на отечественной верфи за последние 32 года. Наши технологии сейчас во многом уникальны, а предприятия - одни из наиболее интересных в судостроении. Достаточно сказать, что за последние 8 лет наши верфи выполнили все самые дорогостоящие и сложные экспортные заказы. И в рамках этих контрактов был выполнен большой объем научно-технических и конструкторских работ. Эти технологии могут быть ретранслированы на выполнение современных задач, в том числе, по созданию современных наукоемких гражданских судов для освоения шельфа. Потребность в них до 2015 года оценивается примерно в 100 единиц, из которых примерно 30 – это танкеры.

- "Дочке" ОПК "Енисейской промышленной компании" принадлежит лицензия на разработку Элегестского месторождения. Когда начнется его освоение?

- Это еще один глобальный проект. Элегестское месторожение угля - одно из крупнейших в мире (балансовые запасы 800 млн т). Сейчас принято ключевое для реализации проекта решение о строительстве железной дороги в регионе. Оно принято на государственном уровне, что говорит о высоком доверии к ОПК. Государство профинансирует 37,2 млрд руб. строительства, такую же сумму плюс финансирование всех затрат на инфраструктуру возьмет на себя ОПК. Общая стоимость проекта составит 98 млрд руб. Все работы должны быть завершены к 2015 г., после чего мы получим компанию с добычей около 15 млн т. Сейчас проектная мощность Енисейской промышленной компании без железной дороги составляет 3 млн т в год.

- Поучаствовать в проекте хотели многие металлургические компании? Вы готовы принять партнеров?

- Интерес металлургов понятен. В Туве находятся залежи наиболее качественных коксующихся углей для металлургии (марки Ж и КЖ). Существуют оценки, что к 2015 г. их дефицит в России составит порядка 10 млн т, а к 2020 г. - 15 млн т. Мы вели переговоры с многими участниками рынка, включая POSCO и Mittal Steel. Они готовы были купить крупные доли в этом проекте. До решения правительственной комиссии о строительстве железной дороги в регионе мы эти предложения не рассматривали. А когда такое решение было принято, мы посчитали, что для привлечения партнеров в проект нет серьезных оснований. Во-первых, мы сами знаем, как его профинансировать, а во-вторых, хотелось избежать конфликта интересов, который очевиден, с учетом того, что металлурги - крупнейшие потребители угля.

- А с угольщиками договариваться не пробовали?

- Повторюсь, мы знаем, как этот проект профинансировать, поэтому необходимости в партнерах нет.

- А государство не претендует на долю в проекте в обмен на свои инвестиции?

- Частно-государственное партнерство - новая форма для России. И в каждом конкретном случае решение принимается индивидуально. Наш инвестпроект предусматривает, что в результате его реализации собственные налоговые доходы республики Тыва увеличатся в шесть раз и достигнут к 2015 г. 7 млрд руб. Валовый региональный продукт увеличится более чем в два раза. Государство таким образом получит возврат своих инвестиций в виде налоговых поступлений. Если говорить о всех проектах, финансируемых за счет средств инвестфонда, коэффициент возврата инвестиций у нас один из самых высоких. Будут и дополнительные доходы: к примеру после того, как дорога будет построена, совершенно иначе будет формироваться цена на лицензии по освоению других месторождений.

- Не появилось ли у ОПК новых объектов для инвестиций?

- Мы присматриваемся к новым отраслям, особенно к высокотехнологичным. Один из таких проектов связан с фармацевтикой и биотехнологиями. Речь идет о создании биореактора для производства заменителей крови. Нам уже удалось достаточно далеко продвинуться. И я считаю, что у нас очень серьезные перспективы с точки зрения продвижения этого продукта на развивающихся рынках, прежде всего это Россия, Индия и Китай.

- Почему вы решили заняться этим направлением? Может быть, приобрели профильную компанию?

- Это один из тех рынков, который может получить колоссальное развитие при появлении новой технологии. Кровь - это первое, что необходимо человеку в случае несчастного случая, но существующие заменители не настолько хороши, чтобы их можно было их использовать для оказания первой помощи. Поэтому новый продукт, очевидно, будет востребован. На сегодняшний день мы купили компанию, которая занималась подобными разработками, и привлекли к проекту существующие в России научные кадры.

- Во сколько вы оцениваете стоимость активов ОПК?

- Совокупная стоимость всех активов ОПК, по нашим оценкам, составляет порядка $11,5 млрд. Я думаю, что это достаточно реалистичная и в тоже время консервативная оценка. При этом потенциал роста компаний, входящих в ОПК, крайне велик.

- А какой вы видите компанию через пять лет?

- Компания будет оставаться многопрофильной. Присутствие в разных секторах экономики, на мой взгляд, является главным залогом успеха.