ВЕКТОР


Попал под раздачу

“Газпром”, бюрократизм и медлительность которого в принятии решений давно стали притчей во языцех, теперь в полной мере на собственной шкуре испытал, как бюрократические проволочки могут осложнить жизнь. Несколько лет компания Wingas, акционеры которой – “Газпром” (35%) и германская Wintershall, пыталась запустить строительство подземного хранилища газа в Великобритании. Но процесс затянулся – Wingas не удалось согласовать проектную документацию с профильными ведомствами Соединенного Королевства, несколько месяцев назад все документы “по формальным причинам” вернулись обратно в компанию, пожаловался вчера председатель директората Wingas Райнер Зеле. Он пригрозил, что так просто отступать компания не собирается, но сроки запуска проекта были серьезно сорваны: вместо 2008 г. они перенеслись на 2009–2010 гг., а гарантии, что документы будут согласованы, нет. Wingas уже сталкивалась с такими проволочками в Бельгии, где потратила год на то, чтобы добиться разрешения на строительство “крошечной” трубы на 1 км, припомнил Зеле. Возможно, подобные случаи станут для “Газпрома” хорошим уроком того, как бюрократические препоны могут загубить успешный проект.

Делиться надо

Алексей Мордашов не рискует запускать в своих компаниях опционные программы для менеджмента. Ее пока нет даже в “Северстали”, проведшей в прошлом году IPO. В “Северсталь-Авто” Мордашов, будучи контрольным акционером, поделился акциями только с гендиректором компании Вадимом Швецовым. Ему Мордашов продал и весь свой автомобильный бизнес. Зато сам Швецов, долгие годы проработавший на благо компании и ее основного акционера, к вопросу об опционах, похоже, относится с большим пониманием. “Северсталь-Авто” планирует скупить с рынка около 3% своих акций под опционную программу для менеджмента, сообщило руководство “Северсталь-Авто” на встрече с инвесторами, организованной “Тройкой Диалог”. Исходя из текущей капитализации в РТС этот пакет стоит около $33 млн. Условия программы в компании не раскрывают, но аналитики считают, что у бумаг “Северсталь-Авто” есть потенциал роста, так что вряд ли менеджмент компании сильно расстроится, если цена будет зафиксирована на нынешних отметках.

Не хочет Швецов обижать и старых акционеров “Северсталь-Авто”. На той же встрече руководство компании заявило, что в виде дивидендов и в будущем планируется выплачивать 30–40% чистой прибыли. Именно так “Северсталь-Авто” поступала и до сих пор (по итогам 2006 г. на дивиденды уйдет около 40% чистой прибыли – 675 млн руб.), несмотря на то что в ее дивидендной политике четко не зафиксирован уровень обязательных выплат. Менеджменту “Северсталь-Авто” это тоже поможет быстрее окупить затраты на акции компании.