Второе пришествие Fiat

Д. Гришкин

Председатель совета директоров “АвтоВАЗа” Сергей Чемезов не раз называл итальянский Fiat в числе претендентов на стратегическое партнерство с российским автогигантом. “Ведомостям” стали известны детали переговоров. “АвтоВАЗ” рассчитывает создать с Fiat СП по производству широкой линейки двигателей (объемом от 1,4 до 2,2 л) в Тольятти, рассказали несколько источников в руководстве “АвтоВАЗа” и близких к ним. Доли партнеров в СП могут составить 50:50, а мощность нового завода планируется на уровне 1 млн двигателей в год как бензиновых, так и дизельных. Если проект будет запущен, инвестиции в него составят не менее $1 млрд, рассказал один из собеседников “Ведомостей”.

“У двух концернов уже есть опыт совместной работы, – напоминает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин, – ведь “АвтоВАЗ” 60-х гг. – это Fiat в миниатюре”. Волжский автозавод был построен с помощью специалистов Fiat, да и мечта всех советских граждан – “Жигули” – не что иное, как Fiat 124.

Сейчас “АвтоВАЗ” задумался о полной смене модельного ряда и уже договорился с канадской Magna о создании новой модели класса С. А вот с моделями класса А и В “АвтоВАЗу” может помочь все та же Fiat, рассказали источники в руководстве “АвтоВАЗа”. Завод ведет переговоры о покупке у Fiat лицензии на выпуск автомобиля класса А. Это новая разработка Fiat, молодежный автомобиль стоимостью не более 5000 евро (кроме седана может выпускаться кабриолет и пикап), говорит один из собеседников “Ведомостей”. Выпуск этих машин может составить 100 000–150 000 в год. Также “АвтоВАЗ” договаривается с Fiat о совместной разработке новой модели класса B, которая могла бы прийти на смену вазовским “десяткам” и “девяткам”. Впрочем, никаких протоколов о намерениях или соглашений не подписано, уточняют собеседники “Ведомостей” на “АвтоВАЗе”. От официальных комментариев представитель завода отказался, а представитель Fiat заявил, что ему о переговорах ничего неизвестно.

Fiat долго вела переговоры с компаниями Олега Дерипаски, но в итоге партнером итальянцев в России стала “Северсталь-Авто”. В прошлом компания Алексея Мордашова, а теперь Вадима Швецова является официальным дистрибутором машин Fiat на российский рынок. Она уже собирает Fiat Albea, а для проекта по сборке Fiat Ducato партнеры также намерены построить и двигательный завод. Представитель “Северсталь-Авто” вчера лишь подчеркнул, что в компании уверены в незыблемости своих договоренностей с Fiat. Аналитик ИК “Капитал” Михаил Пак тоже верит, что переговоры с “АвтоВАЗом” сотрудничеству итальянцев с “Северсталь-Авто” не помешает. Fiat Albea, который по лицензии выпускает “Северсталь-Авто”, попадает в одну ценовую нишу с более дорогими вазовскими автомобилями (Priora, проект C). Вдобавок итальянскому автоконцерну, заинтересованному в росте своей доли на российском рынке, будет невыгодно отказываться от совместных проектов с “Северсталь-Авто”, замечает он.

Fiat не единственная компания, с которой пытается договориться “АвтоВАЗ”. Более года консультации идут с Renault, Чемезов упоминал Porsche. Переговоры с Renault о новых моделях, сборке Logan и выпуске двигателей пока зависли.

“АвтоВАЗ” вслед за ГАЗом” купившим платформу Sebring, двигается в правильном направлении, уверен Пак. Но чтобы достичь своих целей, “АвтоВАЗу” придется поделиться пакетом акций, считают эксперты. Чемезов ранее говорил, что “АвтоВАЗ” ищет покупателя на 15% акций.