КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Справились


На прошлой неделе “Норильский никель” успешно завершил сделку по поглощению LionOre, скупив 90% акций канадской компании. На эту сделку “Норникелю” хватило меньше двух месяцев. В мае компания предложила за LionOre $4,77 млрд, перебив $4-миллиардную оферту швейцарской Xstrata. Xstrata повысила планку до $5,6 млрд. Но “Норникель” 23 мая перебил и ее, предложив за компанию $6,3 млрд. На этом битва завершилась, хотя многие ожидали, что Xstrata так быстро не сдастся. Ведь эта компания – опытный игрок на рынке слияний и поглощений. Чего только стоит прошлогодняя покупка Xstrata канадской никелевой компании Falconbridge. Швейцарцы, как и сейчас “Норникель”, тоже совершили блицкриг, фактически отобрав Falconbridge у Inco. При этом Xstrata согласилась заплатить за конкурента $16 млрд, что почти вдвое превышает первоначальную заявку Inco.

Сделка “Норникеля” – не только крупнейшая покупка зарубежных активов российской компанией. Важнее другое. “Норникелю” – первому в России – удалось победой завершить изнурительную борьбу за право купить публичную зарубежную компанию. Ведь в отличие от частных сделок, к которым так привыкли российские олигархи, здесь договоренности покупателя и продавца еще ничего не гарантируют. Мерило лишь одно – деньги. При этом никогда заранее нельзя предугадать, кто из конкурентов захочет вмешаться в твою сделку. До сих пор российские компании не были готовы к игре по таким правилам. Сокрушительное фиаско год назад потерпел хозяин “Северстали” Алексей Мордашов в борьбе за Arcelor. Совсем недавно “Евраз” отказался от покупки канадской IPSCO, подорожавшей в ходе переговоров о сделке почти в полтора раза. Что, впрочем, не помешало маленькой (по меркам “Евраза”) сталелитейной компании из Швеции SSAB месяцем спустя объявить о приобретении IPSCO.

Менеджеры и владельцы “Норникеля”, судя по всему, сделали правильные выводы из ошибок соотечественников. Еще месяц назад один из них рассказывал корреспонденту “Ведомостей”, что компания заранее просчитала все варианты. Первая оферта “Норникеля”, по его словам, была лишь пристрелочной. В компании предполагали, что Xstrata, выражаясь боксерским языком, “раскроется” и выставит ответную оферту. Вот тут-то “Норникель” и нанесет решающий удар, ответить на который конкурент будет не в силах. Так и вышло. Кто следующий?