ВЕКТОР


Прибыльный цемент

Бурный рост на цементном рынке продолжается. Об этом говорят как производственные, так и финансовые результаты цементных компаний по итогам I квартала 2007 г., делают вывод аналитики “Атона”. По данным Росстата, за январь – март выпуск цемента в стране вырос на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Этот скачок аналитик “Атона” Елена Мязина объясняет теплой зимой, благодаря которой строители не прекращали работы.

Не менее резво ведут себя и цены. Согласно данным Росстата, стоимость тонны цемента в I квартале 2007 г. в среднем составила 2656 руб. (рост – 28,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Но если ориентироваться на данные Московской фондовой биржи (МФБ), за полгода цемент подорожал более чем в два раза. Так, по итогам торгов от 1 февраля максимальная цена за тонну составила 2486 руб., а 4 июля – уже 5204 руб. (без НДС и транспортных расходов).

“Строительный бум в стране, подогреваемый реализацией нацпроекта “Доступное жилье” и масштабными инфраструктурными проектами, предполагает постоянный спрос на цемент. Удовлетворить его цементники смогут только после ввода в строй новых мощностей, а до тех пор дефицит будет только нарастать”, – говорится в отчете “Атона”. “Строительство новых мощностей потребует как минимум трех лет, все это время будет наблюдаться пиковый дефицит цемента. Его можно исправить только увеличением производственных мощностей”, – говорит президент группы РАТМ Эдуард Таран. Других механизмов нет. Если искусственно ограничить рост цен, то это приведет к деградации отрасли, беспокоится бизнесмен. Следовательно, цемент будет дорожать и дальше.

Маленьким расти проще

Аэропорт “Внуково” по итогам 2006 г. ворвался в тройку лидеров, потеснив “Пулково”. Сейчас его владельцы настроены упрочить свое положение и, может быть, в ближайшем будущем сделать еще один шаг наверх. Тем более что нынешний серебряный призер – “Шереметьево” прощается с одним из ключевых клиентов, германской Lufthansa. За шесть месяцев 2007 г. “Внуково” увеличило число обслуженных пассажиров почти на треть. Для сравнения: “Домодедово” – на 19%, “Шереметьево” – на 12%. Высокие темпы “Внуково” держит с 2005 г., тогда прирост пассажиров составил 46%.

Но если в процентах “Внуково” – гигант, то в абсолютных показателях – малыш. За первое полугодие 2007 г. “Внуково” обслужило 2,7 млн человек, в то время как “Шереметьево” – 6,4 млн, а “Домодедово” – 7,9 млн. В этом-то и преимущество “Внуково”– еще есть куда расти. Его менеджеры вынашивают амбициозные планы: к 2008 г. увеличить пропускную способность аэропорта до 22 млн пассажиров, чтобы ни в чем не уступать “старшим братьям”. Два года назад “Домодедово” тоже показывало небывалые темпы роста – 30% за 2005 г. В итоге аэропорт обогнал бессменного лидера – “Шереметьево”. За два года позиций “Домодедово” не сдало, но пассажиропоток расти стал медленнее. Через несколько лет “Внуково” тоже остепенится. Уже и сейчас есть предпосылки: в 2006 г. впервые за шесть лет регулярные перевозки росли быстрее, чем чартерные, на которых специализируется “Внуково”. Не за горами насыщение рынка.

Никому не известная стройка

Банк “Московский капитал” сообщил вчера, что планирует вложить $150 млн в строительство спортивно-оздоровительного горнолыжного комплекса “Солнечная поляна” в Сочи, говорится в сообщении “Интерфакса”. Банк хочет построить комплекс в селе Эсто-Садок у подножья западной части северного склона хребта Аибга. Строительство, по сообщению агентства, должно начаться в 2008 г., комплекс будет сдан в 2013 г. Общая площадь застройки составит 16 500 кв. м. Представитель администрации Краснополянского поселкового округа Адлерского района Сочи говорит, что ничего не слышал об этом проекте. Не знают о таком проекте и в департаменте комплексного развития курортов и туризма и департаменте инвестиций и проектного сопровождения администрации Краснодарского края. В отделах администрации Сочи, курирующих инвестпроекты и развитие курортов и туризма, говорят, что данными о комплексе не располагают. Пока заявочный комитет “Сочи-2014” готовил красочные презентации и возил олимпийских чиновников по будущей олимпийской столице, крупные инвесторы, то ли и вправду поверив, что Сочи выиграет, то ли желая разнообразить скучный металлургический да газовый бизнес, строили спортивные объекты – на “Роза Хуторе”, например, по свидетельству очевидцев, уже вовсю строятся подъемники. Вот и один из российских чиновников говорит, что забронировал номер в сочинской гостинице еще в день, когда МОК проголосовал за Сочи. Заранее – почти всегда надежнее.