Только одна власть


Уровень поддержки населением исполнительной власти неуклонно растет в отличие от доверия к остальным ветвям власти – судебной и законодательной. Таковы результаты опроса ВЦИОМ, проведенного в конце июня – начале июля.

Деятельность президента одобряют 83% россиян (не одобряют 11%). Весной прошлого года этот показатель был на уровне 77%, а в марте 2005-го – 64%.

Меняется к лучшему отношение к премьер-министру и правительству. Их деятельностью довольны 46% и 44% (недовольны – 27% и 37% соответственно). В апреле 2006 г. положительный рейтинг Михаила Фрадкова, по данным ВЦИОМ, составлял 39%, а правительства – 34%. Негативные отзывы составляли 37% и 51%. В 2005 г. правительство не одобряли 59%, Фрадкова – 52%.

Довольны россияне и губернаторами: оценку со знаком “плюс” главам регионов поставили 50%, а “минус” – 40%.

А вот другие ветви власти не пользуются поддержкой граждан. Деятельность Госдумы одобряют 26% россиян (не одобряют 52%), Совета Федерации – 27% и 32% соответственно, а партиям и вовсе доверяют лишь 22%.

Работу судебной системы одобряют 27% и не одобряют 42% граждан. При этом федеральным судам верят больше (59%), чем областной (30%) или городской и районной судебной власти (27%).

Раньше правительство копило деньги, а теперь оно их тратит, объясняет рост популярности исполнительной власти гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. Он напоминает, что резкое падение доверия ко всем институтам власти произошло в 2005 г. – это было связано с реализацией закона о монетизации льгот. Государство вернулось в социальную политику и определило направления, востребованные обществом: поддержка демографической политики, нацпроекты, подъем уровня доходов бюджетников, перечисляет Федоров. Население довольно положением в стране, об этом свидетельствует не столько рейтинг Путина, сколько уровень поддержки правительства, ведь именно с кабинетом министров люди связывают все плохое, отмечает замгендиректора “Левада-центра” Алексей Гражданкин. На протяжении полутора лет страна не испытывала потрясений, напоминает эксперт: даже реформа ЖКХ в предвыборный год была благоразумно отодвинута.

Единственная власть для народа – это первая, исполнительная ветвь, отмечает Федоров, коллективные институты (парламент, партии) как власть не воспринимаются. Такая ситуация устраивает власть, которая всегда рассчитывала на то, что правительство должно быть популярнее парламента, чтобы противопоставлять его решения своим действиям, считает политолог Михаил Виноградов.

В исполнительной власти граждане видят больше пользы, это следствие президентского рейтинга, с которым стало отождествляться правительство, исполняя популярные инициативы Путина (материнский капитал, отмена налога на наследство), говорит замдиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. Ответственность за непопулярные решения народ перекладывает на парламент, а судов, как и в СССР, старается избегать, считая, что правды там добиться сложно, считает эксперт.