НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Открытия от McKinsey


На книжном рынке, как и везде, где люди потребляют информацию, случаются сериалы – вот и в издательстве “Альпина Бизнес Букс” появилась серия “Дайджест McKinsey”. Под красивой обложкой собраны 10 статей зарубежных и отечественных консультантов известной на весь мир компании. Что нового сообщат они читателю, пусть даже приоткрывавшему в последние годы “Вестник McKinsey”?

В первой статье Иэн Дэвис и Элизабет Стивенсон провозглашают, что управление из искусства медленно, но верно превращается в науку. “Время интуитивного управления уходит в прошлое, – констатируют авторы. – Сегодня руководители компаний осваивают алгоритмические методы принятия решений и применяют сложнейшее программное обеспечение для управления бизнесом. Научный менеджмент – уже не просто дополнительное конкурентное преимущество, а скорее взнос, дающий компании право вступить в игру”.

Роберт Фрэнк, Джеффри Джордж и Лаксман Нарасимхан, описывая будущее конкуренции в мировом масштабе, обнаружили рационализаторов бизнеса и причислили к ним немецкую Aldi, британскую сеть супермаркетов ASDA, производителя компьютеров Dell, компанию E*Trade Financial, предоставляющую финансовые услуги через интернет, а также авиакомпании-дискаунтеры, такие как JetBlue Airways, Ryanair, Southwest Airlines. Консультанты обнаружили формулу процветания таких компаний – “больше потребителей, выше производительность, больше возможностей для развития” – и утверждают, что именно она позволяет рационализаторам выходить на новые рынки. Однако секретов формулы, как и методов исследования, авторы не раскрывают.

Подобного рада наивные открытия – напомню, речь идет о новых тенденциях в управлении – содержатся и в других статьях книги: например, Джон Хейгел, повествуя о том, что офшоринг переходит в наступление, простодушно утверждает, что в Азии гораздо больше, чем в США, специалистов, обладающих ценными навыками: “Так, ежегодно китайские университеты выпускают около 350 000 инженеров, а американские – 90 000”.

Лично меня по-хорошему обрадовала только одна статья, посвященная довольно запутанной теме – управлению знаниями. Лоуэлл Брайан называет их “секретом фирмы” и объясняет, почему в последние годы воз с этой проблемой и ныне там. “Подобно любому другому интеллектуальному продукту, знания соревнуются за внимание потребителей по таким параметрам, как качество и популярность”, – пишет Брайан. По ее мнению, попытка создать эффективный корпоративный рынок знаний может ежегодно обходиться крупной компании в $20–30 млн. В качестве успешного примера Брайан описывает крупную частную американскую компанию J. М. Huber, ведущую бизнес в трех секторах экономики. В ней с 1995 г. руководство ввело новое правило: анализировать результаты различных проектов и делать выводы, чтобы учиться на ошибках. “Сегодня этот процесс стал обязательной частью культуры компании, чья база данных содержит более 8000 подобных отчетов”, – подводит итог Брайан.

По ее мнению, с практической точки зрения создание общекорпоративного рынка знаний в любой компании логичнее начинать с организации рынка в одной из областей знаний: это могут быть, например, стратегические знания о деятельности конкурентов или функциональные секреты, касающиеся маркетинга или управления персоналом. Следующим шагом “может стать создание библиотеки, в которой будет храниться хотя бы несколько высококачественных материалов”. “Кто пойдет в библиотеку, если там на полках стоит всего несколько книг, да и то плохих? – спрашивает Брайан. – Но, как показывает опыт, хотя бы 750–1000 высококачественных документов могут создать спрос, достаточный для того, чтобы рынок начал эффективно работать”.