Бюрократы сбили МТА


Индийская сторона дает понять, что может отказаться от совместной с Россией разработки нового транспортного самолета МТА, заявил “Ведомостям” президент корпорации “Иркут” Олег Демченко. По его словам, во время визита Владимира Путина в январе 2007 г. в Индию министры обороны двух стран дали поручение в течение двух месяцев срочно доработать готовящийся еще с 2005 г. проект межправительственного соглашения, подписание которого даст старт проекту, но только Минфин, которому было поручено утрясти вопрос об использовании индийского долга России для разработки самолета, согласовал проект совсем недавно. Где эта бумага находится сейчас, президент “Иркута” “даже не знает”.

Демченко оценивает положение программы как критическое – “бюрократический аппарат сработал так, что мы не в состоянии два года выпустить межправсоглашение”, и Россия может потерять этот проект, а Индия начнет разрабатывать самолет с бразильской корпорацией Embraer, итальянской Alenia или испанской CASA. В индийских СМИ еще в июне появились публикации, что ВВС недовольны тем, что российские власти затягивают подготовку проекта, а в качестве альтернативы уже рассматриваются предложения Бразилии и Италии.

Представитель Минфина подтвердил “Ведомостям”, что проект межправсоглашения в начале весны был отправлен его разработчикам в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) на доработку из-за ряда неточностей и в начале июля Минфин его согласовал и вернул назад в ФС ВТС. Получить комментарии в ФС ВТС не удалось. А источник в Минобороны, которому подведомственна ФС ВТС, сообщил, что российские ВВС весьма пассивно относятся к программе и отсутствие ясных сигналов о том, что ВВС планируют закупить эту машину в достаточных количествах, больше всего способствует скептицизму индийских партнеров.

Все это приведет к тому, что в России не останется транспортного самолетостроения, поскольку МТА – единственный проект такого типа самолета, по которому реально получить значительное финансирование со стороны иностранного партнера, а сам самолет все еще занимает уникальную нишу на мировом рынке и в случае его разработки мог быть продан и третьим странам, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Если же Индия отвернется от России, то место “Иркута” с удовольствием займет та же Embraer, которая несколько месяцев назад презентовала проект своей машины аналогичного класса С390. В результате чиновники и военные не только убьют многомиллиардный проект, но и оставят российские ВВС без необходимого для них самолета, так как Ан-12 скоро будут списаны, говорит Макиенко.

Подобных историй со срывом из-за бюрократических проволочек крупных проектов Макиенко не припомнит. Сравнивать не с чем, говорит эксперт, потому что сам масштаб проекта беспрецедентен. Его можно оценить минимум в $5 млрд, уточняет менеджер одного из авиапромышленных предприятий.