Новинка автопрома

Д. Гришкин

Кресло президента группы “АвтоВАЗ” освободилось в конце августа, когда Владимир Артяков стал губернатором Самарской области.

“Рособоронэкспорт” поручил исполнять его обязанности вице-президенту по стратегии Александру Пронину и стал выбирать, кому доверить руководство концерном. Раздумья длились почти две недели. В итоге выбор был сделан в пользу Алешина, рассказали “Ведомостям” несколько источников в автоконцерне, двух федеральных ведомствах и двух компаниях – партнерах “АвтоВАЗа”. Алешин вчера написал заявление об отставке, рассказал источник в Роспроме, исполнять его обязанности скорее всего будет его заместитель Андрей Дутов.

Алешин не стал это отрицать, отказавшись от любых комментариев.

52-летний Алешин, инженер-физик по образованию, почти 20 лет работал в НИИ, а в 2000 г. стал первым замминистра промышленности, науки и технологий. В правительстве Михаила Касьянова он успел поработать вице-премьером, а при Михаиле Фрадкове возглавил Роспром. Его считают одним из идеологов создания Объединенной авиастроительной корпорации, объединившей почти весь российский авиапром. Пока рано оценивать, насколько эффективной оказалась корпорация, считает аналитик ИК “Капитал” Михаил Пак, хотя ее проект SuperJet оказался успешным. Уже заключены твердые контракты на 96 самолетов более чем на $2 млрд. Проект курировал Алешин.

Нечто подобное он хотел сделать и в автопроме. В начале 2006 г. Алешин принес президенту Путину концепцию развития отрасли. Ее суть сводилась к выделению из бюджета $5 млрд на поддержку автопрома и созданию “многопрофильной диверсифицированной корпорации” – другими словами, предлагалось объединить ГАЗ, “Камаз” и “АвтоВАЗ”. Обещание больших денег привело к взлету котировок акций “АвтоВАЗа”, но ни одно из предложений не было реализовано.

Руководить автоконцерном Алешину пока не доводилось. Он почти два года входит в совет директоров “АвтоВАЗа”, где возглавляет комитет по стратегии. Алешин лично участвовал во всех последних переговорах “АвтоВАЗа” с иностранцами – с Magna, с которой “АвтоВАЗ” договорился делать новую модель класса С, Renault, Fiat и General Motors.

Сейчас главное для “АвтоВАЗа” – как можно быстрее найти стратегического партнера для развития модельного ряда, рассуждает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. Если в 2005 г. на Lada приходилось до 45% российского рынка, то сейчас – 30–35%. Алешин не раз говорил, что “АвтоВАЗу” остро необходим партнер, который предоставил бы заводу технологии.

Алешин справится с “АвтоВАЗом”, думает источник, близкий к Кремлю. Для этого опыта у Алешина достаточно, уверен председатель совета директоров группы “ГАЗ” Петр Золотарев: эта должность больше стратегическая, для успеха “не обязательно быть автомобилистом”, это доказывают примеры президента Fiat Серджио Маркионне и главы Renault Nissan Карлоса Гона, выведших свои компании из кризиса. Алешин знаком с обоими. У него есть и другие полезные связи в отрасли на международном уровне, которые пригодятся “АвтоВАЗу”, добавляет Золотарев. Алешин “умеет работать, учитывать изменения обстановки”, добавляет руководитель российского подразделения EADS Вадим Власов, знакомый с Алешиным около 10 лет.

На общую стратегию “АвтоВАЗа” это назначение сильно не повлияет, считает Чуйко. Окончательное решение во всем, что касается “АвтоВАЗа”, по-прежнему будет принимать “Рособоронэкспорт” во главе с Сергеем Чемезовым.