РЖД получит из бюджета больше, чем просила
Под частными инвесторами, которые должны помимо РЖД вложиться в строительство дорог, понимаются прежде всего владельцы подвижного состава и компании, которым нужны подъездные пути к разрабатываемым ими месторождениям, считает Мишарин. Примеры такие уже есть: “Норникель” строит железную дорогу к месторождениям в Читинской области – частично на деньги инвестфонда.
В России на 1000 кв. км территории приходится всего 5 км железных дорог, в семи регионах их нет вообще, а 23 крупнейших месторождения полезных ископаемых не разрабатываются, потому что к ним не проложены рельсы, расстраивался президент Путин в апреле. Президент РЖД Владимир Якунин заявил тогда, что для решения проблемы отрасли нужны до 2030 г. 10 трлн руб.
Железные дороги получат больше, чем просил Якунин. Сегодня правительство рассмотрит стратегию их развития до 2030 г., которая предполагает два варианта – в зависимости от того, как будет развиваться экономика, по энергосырьевому или инновационному пути.
Минимум на железные дороги будет потрачено 11,309 трлн руб., из них на дороги общего пользования пойдет 75%, остальное – промышленный транспорт. Федеральный бюджет потратит 1,8 трлн руб. (16%), регионы – 0,5 трлн руб. (4%). РЖД готова взять на себя 5 трлн руб. (45%), остальные 4 трлн руб. должны вложить частные инвесторы. Тогда можно будет построить 15 730 км новых железных дорог (РЖД сейчас владеет 85 500 км).
В максимальном варианте общий объем инвестиций увеличивается до 13,78 трлн руб. Федеральный бюджет вложит 2,729 трлн руб. (20%), регионы – 0,673 трлн руб. (5%). РЖД обещает потратить 5,879 трлн руб. (42%), а остальные 3,1 трлн руб. частные инвесторы вложат в развитие промышленного транспорта и 1,38 трлн руб. – в транспорт общего пользования.
Тогда российские железные дороги преобразятся. Все ограничения их провозной способности будут сняты, появится 20 462 км нового полотна. Скорость доставки грузов вырастет на четверть, пассажирских поездов – на 17%, а объем транзитных грузов – в 3,6 раза. Число линий, по которым поезда смогут ездить со скоростью 160–200 км/ч, вырастет в 14 раз, а в некоторых местах поезда поедут со скоростью 300 км/ч, рассказал замминистра транспорта Александр Мишарин.
Новые дороги протянутся к портам Балтики и Приморского края, а также Мурманска, вдоль восточного склона Урала.
Магистраль “Севсиб” пройдет от Сургута через Красноярский край и Томскую область до Ленска, появятся: линия Якутск – Магадан, дороги из Центральной России на Архангельск и Мурманск, высокоскоростные магистрали из Москвы в Петербург, Адлер и Нижний Новгород.
Представитель РЖД обещает, что предусмотренные затраты позволят вдвое снизить транспортные издержки в российской экономике.
Государство будет привлекать инвесторов не только бюджетными деньгами, но и тарифами. К 2030 г. доля нерегулируемых тарифов в грузовых перевозках составит 50% (сейчас 15%), в пассажирских – 70%. На новых дорогах цены будут устанавливаться индивидуально, чтобы сократить срок их окупаемости.
Частные операторы и перевозчики прежде всего будут вкладываться в подвижной состав и развивать погрузочно-разгрузочные станции, расположенные вдоль железной дороги, а не в само железнодорожное полотно, полагает совладелец группы компаний “Промышленные инвесторы” Сергей Генералов.
Сейчас государство практически никак не финансирует железные дороги, так что 119 млрд руб. в год будут очень кстати, считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Если стратегия будет принята, это будет второй этап в развитии железнодорожной сети с начала века, радуется Николаев, ведь за последние 15 лет железнодорожных путей стало даже меньше на 2500 км.