Крайние меры в борьбе с ценами

Чиновники планируют ввести пошлины на зерно, заморозить ценники на бензоколонках

Зерно – не единственный рынок, которому грозит госвмешательство. Под особым контролем будет ситуация на рынке нефтепродуктов, предупреждает Греф. «Роснефть» не собирается замораживать цены на нефтепродукты для сдерживания инфляции даже по просьбе правительства, говорит представитель компании. А вот «Лукойл» готов к диалогу: компания уже дважды вводила мораторий на повышение цен по просьбе чиновников, но столкнулась с претензиями антимонопольного ведомства.

Выше прогнозов. Зерно и бензин дорожают

1,3%. Правительство снова хочет поговорить с нефтяниками о замораживании бензиновых цен. Ему в 2005–2006 гг. удавалось вводить мораторий на повышение цен, но ненадолго.

За январь – август, по данным Росстата, инфляция составила 6,7%. Вопреки расчетам чиновников на августовскую дефляцию в прошлом месяце цены поднялись на 0,1%. Чтобы правительственный прогноз в 8% не был превышен, до конца года цены не должны повыситься более чем на 1,2%.

Но Центробанк не меняет прогноз. «Есть неплохие ожидания инфляции в сентябре – 0–0,2%», – заявил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. По его мнению, все будет определяться товарными рынками – в частности, тем, удастся ли в октябре стабилизировать цены на зерно, муку, хлеб.

Правительство проведет зерновые интервенции и введет заградительную экспортную пошлину на зерно, если цены на хлеб в России опять начнут расти, заявил министр экономразвития Герман Греф. Только в августе хлеб подорожал на 5,2%. При интервенциях ограничение экспорта обязательно, но на какие зерновые может быть введена пошлина, Греф не сказал. Для интервенций в запасе есть 1,5 млн т зерна, говорил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.

Пошлина может составить 40–100 евро за тонну, пугал на международной конференции «Зерновая Россия» президент египетского импортера пшеницы Venus International Мохаммед Али Абдел Фадил. Это запретительный уровень, признает чиновник Минэкономразвития. Но до окончания сбора урожая рано говорить, на какие виды зерновых она может быть установлена.

Решение будет принято не раньше чем через месяц. К тому же нельзя забывать, что российское зерно из-за пошлин может проиграть конкурентам, говорит чиновник Минэкономразвития. Часть рынков смогут захватить американские и казахские производители, соглашается Фадил.

Стоимость зерна прямо не влияет на цены на хлеб, уверяет Владимир Петриченко из зерновой компании WJ. Например, с марта 2004 г. по сентябрь 2005 г. зерно подешевело почти вдвое, а хлеб подорожал.

Чиновники могут попросить крупные предприятия приостановить повышение цен, предполагает экономист банка «Траст» Евгений Надоршин. Если завод повысит цены до конца года, то только в пределах инфляции, обещает директор по продажам «Камаза» Ахат Урманов. «АвтоВАЗ» еще при формировании бюджета на 2007 г. решил не повышать цены, говорит представитель завода.

Локомотив роста цен – базовая инфляция, отмечает Оксана Осипова из Центра развития. По данным Росстата, базовый индекс потребительских цен вырос в августе на 1,1% (с начала года – 5%). Надоршин считает, что по итогам года инфляция составит 9%, Осипова – 8,5%.

Идея Центробанка, что бороться с инфляцией надо в первую очередь на товарных рынках, отражает реальность: у него немного инструментов для воздействия на рост цен, считает Надоршин. Единственное, что мог бы сделать Центробанк для борьбы с инфляцией, – это создать проблемы, которые замедлят кредитный бум, или резко укрепить рубль, шутит Надоршин.

В середине августа Улюкаев заявил, что Центробанк не будет ради борьбы с инфляцией укреплять рубль. В такой ситуации чиновникам остаются словесные интервенции.

В подготовке статьи принимали участие Анфиса Воронина, Ольга Мордюшенко, Дмитрий Казьмин, Глеб Столяров.-