Инвестиции в море

«Базэл» решил построить грузовой порт в Имеретинской бухте. Во время Игр-2014 появится и причал для яхт

«Базовый элемент»

Фонд. Единственный владелец – Олег Дерипаска Активы фонда – $23 млрд Совокупная выручка компаний «Базэла» (2006 г.) – $18,47 млрд

По мере строительства олимпийских объектов в Сочи перед застройщиками встанет проблема доставки грузов – такая логика была у «Базэла», когда он принял решение строить в городе новый порт, рассказал «Ведомостям» руководитель проекта Юрий Тямушкин.

В самый разгар стройки, по данным «Базэла», Сочи должен будет принимать около 30 млн т грузов в год, а по железной дороге можно будет доставить лишь 3–4 млн т. Компания Олега Дерипаски и сама планирует строить в Сочи целый ряд объектов (см. карту-схему), и, чтобы не испытывать проблем с транспортировкой грузов, компания решила построить в Имеретинской бухте свой порт, говорит Тямушкин. В год он будет способен переваливать около 5 млн т грузов. У него будет шесть причалов, способных принимать суда класса «река – море» дедвейтом 5000 т. Объем инвестиций в строительство Тямушкин оценивает в 3 млрд руб., сейчас идет согласование проекта с федеральными министерствами и властями Краснодарского края, которые выделят «Базэлу» участок земли под строительство. В конце октября – начале ноября «Базэл» хочет объявить конкурс на проект и само строительство. Сооружать порт «Базэл» намерен начать весной, а заработает он через полтора года.

Услуги порта Сочи могут быть востребованы не только компаниями «Базэла», считает Дмитрий Шмелев, коммерческий директор «СТ групп регион» (пять проектов в Сочи): порт может стать одним из факторов, стабилизирующих цены на стройматериалы, – сейчас из-за транспортных затрат иногда дешевле покупать цемент в Турции и Болгарии.

У порта Дерипаски может появиться и еще одно направление деятельности. Богатые россияне любят посещать большие спортивные мероприятия на яхтах: Octopus Романа Абрамовича во время Олимпийских игр в Афинах в 2004 г. пришвартовывалась поблизости от «Русского дома», где проводили свободное время члены российской делегации. К новому грузовому порту «Базэла» легко будет пристроить еще один причал, который станет принимать пассажирские суда и яхты, как это было сделано в тех же Афинах, полагает Тямушкин. А вот что будет с портом по окончании всех олимпийских баталий, он не говорит.

Сочи не Новороссийск, город-курорт не станет центром грузоперевалки, так что по окончании Олимпиады грузовой порт наверняка будет переоборудован, считает аналитик банка «Траст» Евгений Шаго. Затраты в 3 млрд руб. на само строительство порта «Базэл» окупит за счет олимпийской стройки, продолжает он, а дальше зарабатывать ему помогут богатые клиенты.

В курортном городе логичнее приспособить причалы под яхты, соглашается представитель Российского союза туристической индустрии Ирина Тюрина: порт станет одним из мест тусовок состоятельных людей, где все по высшему классу и все очень дорого.

Сочи – единственное место в России, где можно сделать полноценный яхт-клуб, потому что, кроме Черного моря, у нас теплых морей нет, согласен гендиректор группы Palars (занимается экспортом зерна) и владелец спортивной яхты Кирилл Подольский.