РЖД решила продать «дочки»

За счет размещения их акций монополия надеется выручить не меньше 150 млрд руб.

«Российские железные дороги»

крупнейший железнодорожный оператор в мире. ВЫРУЧКА (2006 г., РСБУ) – 848,9 млрд руб. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ – 26,4 млрд руб. ВЛАДЕЛЕЦ – 100% акций РЖД принадлежит государству.

Отстояв перед президентом и правительством «Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 г.» с бюджетом более 13 трлн руб., глава «Российских железных дорог» Владимир Якунин озаботился поиском денег на ее выполнение. Регионы и федеральный бюджет готовы взять на себя четверть заявленной суммы, от частного бизнеса, нуждающегося в подъездных путях, РЖД рассчитывает получить 4,7 трлн руб., а большую часть – 5,5 трлн руб. – монополия найдет сама.

Вчера Якунин рассказал где: «У нас 143 дочерних предприятия, и пускай сама РЖД не котируется на фондовом рынке, но акции ее «дочек» будут предложены внешним инвесторам». К 2010 г. за счет IPO монополия намерена получить до 150 млрд руб.

Уже в будущем году РЖД продаст крупный пакет «Трансконтейнера», поделился планами Якунин. В течение трех лет предусмотрена продажа акций компаний строительного комплекса, заводов по ремонту грузовых и пассажирских вагонов и проч. Большие надежды РЖД возлагает на IPO Первой грузовой компании (создана летом 2007 г.). Сейчас Якунин предпочитает не конкретизировать размер пакетов, которые могут быть размещены. Не называет он и зарубежные банки, где РЖД в 2008 г. собирается взять 140 млрд руб. «Иностранные заимствования нам выгодны с точки зрения длинных денег и низких процентных ставок», – рассуждает он.

РЖД без труда найдет необходимую сумму, уверен директор департамента ФБК Игорь Николаев: через два года, когда ожидается размещение «дочек» РЖД, ситуация на рынке должна стабилизироваться, а спрос на эти акции наверняка будет. Скорее всего, монополист будет размещаться на российских площадках и едва ли расстанется с контролем в дочерних предприятиях, отмечает эксперт.

Что же до кредитов, то вкус к ним РЖД почувствовала пять лет назад и отказываться от них не собирается, говорит Николаев, а банки только рады работать с окологосударственной структурой, у которой к тому же хорошие финансовые показатели. РЖД в 2008 г. ожидает получить прибыль в 23 млрд руб. при выручке более 1 трлн руб., а в 2010 г. – уже 51,2 млрд руб. (выручка – 1,3 трлн руб.). Наконец, у РЖД есть и более гибкий финансовый рычаг – индексация тарифов, напоминает Николаев. В ближайшие три года рост тарифов РЖД только порадует: грузовые тарифы вырастут на 11% в 2008 г., на 9% – в 2009 г. и на 8% – в 2010 г., пассажирские – на 14%, 13% и 12% соответственно.

Кстати, РЖД готова и сама еще купить активы. До конца 2007 г. завершится оценка «Трансмашхолдинга», после чего РЖД оформит сделку по приобретению блокпакета машиностроительного холдинга, рассказал Якунин. В будущем он рассчитывает выгодно продать эти акции.

Российские дороги не ведут к эстонским портам

Российские дороги не ведут к эстонским портам Перевозки в Эстонию РЖД сократила с мая. Из-за этого Эстонская железная дорога была вынуждена сократить персонал на 10%. До сих пор РЖД объясняла ограничения ремонтом дороги. Но вчера Владимир Якунин был откровеннее: «Ремонт ремонтом, но есть и политические установки внутри России, направленные на развитие собственной портовой инфраструктуры».