Курс на Эйфелеву башню

«Сибирь» хочет летать в Париж, написал гендиректор авиакомпании Владислав Филев министру транспорта Игорю Левитину

Филев просит Левитина «инициировать пересмотр соглашения между Россией и Францией о воздушном сообщении». Назначенные перевозчики по маршруту Москва – Париж «Аэрофлот» и Air France «не удовлетворяют полностью спрос пассажиров <...>, не оставляя им право выбора, например, аэропорта вылета», говорится в письме, копия которого есть у «Ведомостей» («Аэрофлот» и Air France летают из «Шереметьево»).

Не пускают. Владислав Филев

гендиректор авиакомпании «Сибирь». «В Париж, Лондон очень бы хотели попасть. И конкурировать. <...> Желание есть, а возможностей нет. Не пускают» (из интервью «Ведомостям», июль 2007 г.)

Письмо, согласно штемпелю на нем, направлено Левитину 11 октября. Министр еще ничего не получил, сообщила «Ведомостям» его пресс-секретарь Светлана Крыштановская, но представитель «Сибири» подтвердил «Ведомостям» существование документа.

«Сибирь» пытается прорваться на парижское направление почти четыре года, жалуется коммерческий директор компании Вадим Бесперстов. По этому маршруту за два года пассажиропоток может вырасти на 50%, уверяет он: все больше пассажиров из-за нехватки мест летают в Париж через другие европейские страны. Так в столицу Франции прибывает почти треть россиян, подтверждает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

Дороговизна билетов – вторая причина, по которой люди добираются до Парижа обходными путями, добавляет он. Средняя стоимость полета туда-обратно экономклассом у «Аэрофлота» и Air France – $900, бизнесом – $2500, говорит Рыбак. Для сравнения: экономкласс до Лондона обходится в $550–600, а бизнес – в $1500. Оператор «Аэрофлота» на вопрос, сколько стоит билет экономкласса до Парижа и обратно в Москву, сообщил, что самый дешевый тариф составляет 19 644 руб., а самый дорогой – 60 000 руб. Бизнес-класс начинается с 66 000 руб. Вместе «Аэрофлот» и Air France совершают в день восемь рейсов туда-обратно, сказал он. По словам чиновника Росавиации, это вдвое меньше, чем на других наиболее популярных международных направлениях (см. таблицу).

В экономклассе заполняемость кресел превышает на парижском направлении 80%, а в бизнесе – 70%, что считается высоким показателем, уточняет Рыбак. Обе авиакомпании используют самолеты A320 и А321 вместимостью 100 и более посадочных мест. Значит, за год маршрут Москва – Париж дает двум перевозчикам почти $254 млн, делится расчетами Рыбак. Выручка «Аэрофлота» за прошлый год по МСФО составила $2,983 млрд, так что $127 млн от одного направления – неплохо, резюмирует он. Представитель «Аэрофлота» отказался раскрывать финансовые показатели по отдельным маршрутам, сославшись на коммерческую тайну.

«Аэрофлот» летает в Париж как назначенный перевозчик с советских времен, отмечает Рыбак. На таких же условиях он летал в Малагу, Барселону и Мадрид, но в прошлом году Минтранс разрешил летать в Испанию еще шести авиакомпаниям. Рыбак надеется, что и монополия «Аэрофлота» на парижском направлении будет недолгой. Ведь конкуренция снижает цены: полет из Москвы во Франкфурт и обратно может стоить всего $300, а все потому, что по этому направлению работают более десятка компаний. По мнению Рыбака, главные конкуренты «Аэрофлота» на парижском направлении – «Сибирь» и «Трансаэро». «Мы не испытываем большого оптимизма, но вода камень точит», – замечает Бесперстов. На результаты стоит рассчитывать не раньше чем через 2–3 года. Представитель «Трансаэро» от комментариев отказался.

Air France и «Аэрофлоту» – членам альянса SkyTeam – приход нового перевозчика на маршрут Москва – Париж не страшен, говорит один из топ-менеджеров «Аэрофлота»: ему будет непросто составить конкуренцию существующим восьми рейсам.

Самому «Аэрофлоту» тоже приходится бороться за некоторые направления. В Тель-Авив из российских авиакомпаний летает только «Трансаэро». «Аэрофлот» почти 10 лет не может получить разрешение на этот маршрут, говорит источник в компании. С октября «Трансаэро» запускает рейсы в Тель-Авив не только из «Домодедово», но и из «Шереметьево».