Переговоры в сети

Чтобы посовещаться с коллегами или клиентами в другом регионе, не обязательно туда ехать. Побеседовать можно виртуально

Продажи растут. 169

миллионов долларов заработают производители систем TelePresence в 2007 г., ожидает IDC.

64

миллиона долларов составили продажи таких систем в 2006 г.

1

миллиард долларов превысит выручка от продаж к 2011 г., прогнозирует IDC.

Когда-то конференц-звонки казались чудом: еще бы, они позволяли разговаривать одновременно с десятком человек на разных концах Земли. Потом их заменили видеоконференции: собеседника стало не только слышно, но и видно. Теперь последнее слово в бизнес-общении – TelePresenсe (TP).

Эффект живого присутствия

«Человека с помощью системы TelePresence можно не только увидеть и услышать, его можно практически почувствовать, – рассказывает вице-президент Cisco по странам СНГ Роберт Эйджи. – Из-за этого мы называем технологию «виртуальным совещанием».

Три больших экрана высокого разрешения, установленные ровно на том месте, где предполагается «разместить» ваших собеседников, передают объемное изображение людей в натуральную величину. Пространственный звук исходит со стороны человека, который говорит в данный момент. Экраны, столы и кресла – определенного образца, четко прописан даже цвет обоев – темно-золотистый. Благодаря этому создается ощущение, что комната в экране напротив – продолжение вашей переговорной, а ваш стол заканчивается где-то под локтем у собеседника.

Зачем серьезным бизнесменам эта игрушка? Без живого общения с клиентами и сотрудниками невозможно вести бизнес по всему миру, объясняет бывший вице-президент IBM, а теперь преподаватель Массачусетского технологического института Ирвин Владавски-Бергер. Сейчас сотрудники глобальных компаний вынуждены тратить много времени на поездки по офисам в разных городах и странах. Конечно, настоящего, живого общения TP не заменит, но она максимально к нему приближена. Для России с ее огромными расстояниями это тем более актуально, считает Сергей Анисимов, заместитель гендиректора компании «Микротест», которая поставляет в нашу страну это решение Cisco. «Чтобы слетать на совещание в Новосибирск, мне нужно потратить два рабочих дня, – говорит он. – По телефону такие вопросы обсудить невозможно, а с помощью TP я могу хотя бы посмотреть людям в глаза».

Для самой Cisco «виртуальные совещания» стали обыденной практикой, говорит Эйджи. Он вспоминает, как пару месяцев назад компания искала нового главу бизнеса в Латинской Америке. Из-за неудачно сложившихся обстоятельств собеседование с претендентом пришлось проводить по TP. И после двухчасового виртуального разговора Лондон – Мехико человек был принят на работу.

Пионеры и последователи

Не одна Cisco разрабатывает технологию «виртуального совещания». HP предложила в 2006 г. аналогичную систему Halo, а Microsoft в середине октября – более простую систему «для бедных», Round Table. «Бедные» – понятие условное: цена Round Table – около $3000. Но по сравнению с полной стоимостью полноценной TP-системы Cisco ($400 000 за комплект) это и впрямь немного.

Первой компанией, внедрившей TP в России, стало подразделение немецкого ритейлера MediaMarkt. Две следующие комнаты с TP были созданы в РЖД – в Москве и на Сахалине. Дочерняя компания РЖД «Транстелеком» обеспечивает связь для систем TP в России, ведь пропускная способность канала требуется немалая – около 25 Мбит/сек.

Все в сеть!

Есть компании, которым и эффекта «живого присутствия» уже мало. Та же IBM создала специальную совещательную комнату в виртуальной вселенной Second Life (подробнее см. статью «Новое измерение» на стр. В3). Большинство сотрудников IBM имеют интернет-двойников – аватаров и проводят в Second Life немало времени. Сотрудники из офисов в разных странах обсуждают там совместные проекты, а Владавски-Бергер, например, проводит бизнес-семинары.

Аватар есть даже у гендиректора IBM Самюэля Пальмизано, и недавно, рассказывает Владавски-Бергер, он ему пригодился. Самолет Пальмизано из-за погодных условий не смог вылететь в Токио, где были назначены важные переговоры. В итоге глава IBM встретился с японскими клиентами в Second Life. «Никакого сравнения с видеоконференциями, – утверждает бывший вице-президент IBM. – В виртуальных мирах люди ведут себя гораздо непосредственнее. Во время видеоконференции вам не придет в голову поинтересоваться у партнера из Японии, как его сын сыграл в футбол на прошлой неделе, а в Second Life никто не удивится подобному вопросу».