РЖД нашла путь к морю

«Российские железные дороги» не отказались от идеи получить блокпакет НМТП. Более 5% его акций монополия хочет приобрести в ходе IPO порта, а еще 20% – взять у государства

Новороссийский морской торговый порт

Владеет более 50% акций стивидорных и сервисных компаний – «Новорослесэкспорта», Новороссийского судоремонтного завода, ИПП (перевалка нефтепродуктов), «Флота НМТП», Новороссийского зернового терминала, Балтийской стивидорной компании. Выручка – $198 млн (МСФО, 1-е полугодие 2007 г.). Чистая прибыль – $28,5 млн. Владельцы – 67,8% акций принадлежит членам семей председателя совета директоров НМТП Александра Пономаренко и депутата Госдумы Александра Скоробогатько (16% из этого пакета – в оперативном управлении РЖД), 20% – у Росимущества.

На прошлой неделе «дочка» РЖД – Транскредитбанк (ТКБ) подал заявку на покупку акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Об этом «Ведомостям» рассказал председатель правления банка Сергей Пушкин. Размер пакета и цену, указанные в заявке, он называть не стал. Банк намерен купить более 5% акций по цене, близкой к верхней границе диапазона, уточнил «Ведомостям» близкий к менеджменту ТКБ источник. Эту информацию подтвердил и один из членов совета директоров банка.

В конце нынешней недели частные акционеры НМТП собираются продать на ММВБ, в РТС и на LSE до 20% акций порта. Cтоимость компании перед IPO была оценена в $3,9–4,9 млрд. Значит, на покупку 5% ТКБ может потратить от $195 млн до $245 млн. Необходимую сумму для сделки банк изыщет из собственных средств, говорит Пушкин. По его словам, акции НМТП приобретаются в интересах РЖД – через несколько месяцев ТКБ скорее всего перепродаст пакет госмонополии. Для этого требуется решение ее совета директоров. Каким образом РЖД распорядится пакетом, Пушкин не знает.

Покупка одним инвесторов четверти размещаемого пакета – это очень большая заявка, считает аналитик «Ренессанс капитала» Эдуард Фаритов. Для андеррайтеров и акционеров столь крупный покупатель гарантирует закрытие книги с переподпиской. А поскольку он готов платить цену, близкую к максимальной, то и другие инвесторы могут скорректировать свои предложения, рассуждает Фаритов. В том, что НМТП разместится по верхней границе диапазона, эксперт почти не сомневается: в пятницу капитализация порта в RTS Board превысила $4,6 млрд, за неделю увеличившись на $1 млрд.

Но такая сделка должна быть согласована с продающими акционерами НМТП и андеррайтерами IPO, отмечает Фаритов. Сотрудник НМТП говорит, что о предложении РЖД ему ничего не известно. Комментарии представителей банков – организаторов IPO получить не удалось.

Впрочем, Фаритов уверен, что акционеры порта не откажут ТКБ. Но РЖД не ограничится лишь этой сделкой, говорит менеджер монополии. Она ведет переговоры с правительством о передаче 20% акций порта.

РЖД уже пыталась получить госпакет НМТП, предлагая оплатить его допэмиссией своих акций. Росимущество идею одобрило. Но против выступил Минтранс. Позиция ведомства не изменилась, заявил «Ведомостям» его представитель Тимур Хикматов. Представитель Росимущества от комментариев отказался.

Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев напоминает, что вице-премьер Александр Жуков возглавляет совет директоров РЖД. Поэтому шансы монополии стать владельцем госпакета высоки. Заблаговременная же покупка 5% акций подчеркивает уверенность РЖД в положительном исходе вопроса. Гуриев отмечает, что блокирующий пакет акций НМТП даст монополии возможность участвовать в управлении портом и его развитии. Эксперт говорит, что монополия хочет диверсифицировать бизнес. Покупка доли в крупнейшем порте страны вполне вписывается в эту концепцию.