Прослушать всех

К борьбе с инфляцией подключается МВД. Ценовые сговоры по телефону могут стоить предпринимателям шести лет
Е. Стецко

МВД недовольно своим вкладом в борьбу с ростом цен. Мешает невозможность прослушивать переговоры предпринимателей, прибегающих к ценовым сговорам.

Повысить эффективность борьбы с фирмами, манипулирующими ценами на рынке, МВД предлагает за счет увеличения срока лишения свободы по ст. 178 Уголовного кодекса (недопущение и ограничение конкуренции) для группы лиц с пяти до шести лет, сообщила замначальника юридического департамента министерства генерал Татьяна Москалькова. Расследуя преступления, срок лишения свободы за которые не превышает пяти лет, милиционеры не могут использовать все оперативно-розыскные методы, включая прослушивание, объяснила Москалькова. Без прослушки доказать состав преступления получается очень редко.

Статья 178 УК применяется, если ущерб превысил 1 млн руб. Порог действует с 2003 г., до его введения по этой статье возбуждено 241 дело, осуждено 33 человека, а за два года после – возбуждено 16 дел, не осужден никто.

Без прослушки ценовой сговор нельзя установить в принципе, а тем более доказать в суде, говорит оперативный сотрудник одного из управлений центрального аппарата МВД. Он надеется, что после разрешения прослушки количество результативных уголовных дел по ст. 178 сильно возрастет.

Москалькова сказала, что сейчас завершается межведомственное согласование предложения МВД; в его разработке участвовала администрация президента и Федеральная антимонопольная служба.

Доказать факт картельного сговора без прослушки можно только в случае явки с повинной одного из участников, говорит начальник аналитического отдела ФАС Алексей Сушкевич. Но на это рассчитывать не стоит – в 2007 г. таких случаев по России наберется десяток, говорит он. В США, замечает Сушкевич, большинство сговоров раскрывается с помощью прослушки, правом вести ее наделен минюст. Соглашения имеют устный характер, без прослушки доказать их сложно, согласен партнер DLA Piper Игорь Паншенский.

Сама ФАС добивается принятия еще одной поправки в ст. 178 – чтобы надо было доказывать не ущерб от сговора, а факт незаконного обогащения. Доказать ущерб невозможно, когда компании, например, разделили рынок по географическому принципу, объясняет Сушкевич.

Новые полномочия милиционеры могут использовать для получения корпоративных секретов, опасается представитель одной из компаний, обвиненной в ценовом сговоре. Тогда эти сведения могут стать известны и конкурентам.