Вагоны везут в Голландию

Компания The Breakers Investments вскоре может стать 100%-ным собственником «Трансмашхолдинга»

На этой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) согласовала сделку по покупке 100% голосующих акций «Трансмашхолдинга» (ТМХ) компанией The Breakers Investments B.V., зарегистрированной в Амстердаме, рассказал «Ведомостям» руководитель профильного управления службы Алексей Ульянов. Бенефициаров голландской компании Ульянов не назвал, но источники, близкие к ТМХ, ранее рассказывали, что она на 100% принадлежит нынешним владельцам холдинга (основными считаются совладельцы «Кузбассразрезугля» Искандер Махмудов и Андрей Бокарев).

По целому ряду продукции предприятия ТМХ являются монополистами (см. врез), поэтому ФАС наложила на The Breakers Investments ряд поведенческих условий: согласовывать прекращение или сокращение производства, покупку более 10% акций российской или иностранной компании, не повышать в течение пяти лет цену более чем на 20% в год.

Представитель ТМХ Анатолий Мещеряков от комментариев отказался. Но источник в компании ранее сообщал, что изменение структуры собственности понадобилось для того, чтобы в будущем упростить ТМХ выход на международный рынок заимствований, включая проведение IPO. Вдобавок в Голландии льготный режим налогообложения. К примеру, налог с дивидендов, выплачиваемых компанией, может облагаться по ставке 5% в России, при этом в Голландии дивиденды могут быть освобождены от налога, отмечает адвокат юрфирмы «Юст» Максим Ровинский. В ряде случаев могут быть льготы по налогу на прибыль, добавляет он.

Наконец, у владельцев ТМХ вскоре может появиться новый партнер – «Российские железные дороги» (РЖД), которым планируется продать блокпакет акций. Допэмиссию на чуть более 25% от увеличенного уставного капитала акционеры ТМХ одобрили на прошлой неделе. Она может быть размещена в пользу РЖД и The Breakers Investments B.V. Но источник, близкий к РЖД, говорил, что новые акции может выкупить The Breakers Investments, а РЖД станет совладельцем голландской компании. Также акционеры ТМХ ведут переговоры об обмене долями с Bombardier Transportation. Партнерство надо будет оформить в соглашении акционеров. А такие документы лучше защищают интересы сторон, если речь идет о компании, зарегистрированной за пределами России, указывает партнер юрфирмы Gide Loyrette Nouel Виктор Топадзе. Это одна из причин того, почему, к примеру, UC Rusal зарегистрирована на Джерси, а Evraz Group – в Люксембурге.