Двое из «кольца»

«АвтоВАЗ» выбрал стратегического партнера: блокпакет его акций купит Renault. Она и «Ростехнологии» в дальнейшем сохранят блокпакеты, а остальные акции «АвтоВАЗа» будут торговаться на биржах
В Тольятти будут собирать Lada, Renault и Nissan/ Д.Гришкин

Рособоронэкспорт», управляющий «АвтоВАЗом», больше двух лет договаривается о стратегическом партнерстве с мировыми автопроизводителями. Завод рассматривал предложения Fiat, GM, Magna и Renault, предложение которой было самым первым. Сначала она претендовала на контрольный пакет «АвтоВАЗа», что не нравилось «Рособоронэкспорту». На прошлой неделе стороны наконец договорились.

Выгодная сделка. +440,5

процента – на столько подорожали обыкновенные акции «АвтоВАЗа» с конца 2005 г.

+178,8

процента – на столько подорожали привилегированные акции «АвтоВАЗа» с конца 2005 г.

Когда и как было принято окончательное решение, участники переговоров не говорят. «Я узнал о том, что мы будем партнерами, 48 часов назад», – повторял президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон, прилетевший в Тольятти в субботу ночью.

Сделка

Акции «АвтоВАЗа» продаст консорциум инвесторов, сформированный «Тройкой диалог». Он скупил на рынке бумаги «АвтоВАЗа» и его «дочек», владеющих 66,5% акций завода, и после ликвидации перекрестной структуры собственности его доля в капитале завода превысит 75%.

Пока подписан лишь меморандум о взаимопонимании. В нем содержится договоренность о продаже акций до 26 февраля. Renault получит пакет, который после ликвидации перекрестной структуры владения «АвтоВАЗом» превратится в 25% плюс 1 акция.

Это произойдет к июню 2008 г. В пятницу совет директоров «АвтоВАЗа» утвердил выкуп у «дочек» акций завода с последующим погашением.

Renault должна купить около 10% акций «АвтоВАЗа», посчитал аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак. Сумму сделки ее участники пока не раскрывают. Председатель совета директоров «АвтоВАЗа» и руководитель «Ростехнологий» Сергей Чемезов сказал лишь, что цена близка к рыночной капитализации «АвтоВАЗа» ($5,3 млрд в пятницу), т. е. Renault заплатит около $1,3 млрд.

Эти деньги достанутся инвесторам во главе с «Тройкой» и покроют их издержки на выкуп акций с рынка, говорит председатель совета директоров «Тройки диалог» Рубен Варданян. Расходы на скупку он назвать отказался, заметив, что члены консорциума отлично заработали (см. врез).

Сделка с Renault не принесет «АвтоВАЗу» денег, но облегчит ему привлечение средств, а государству в лице «Ростехнологий» обеспечит блокпакет, говорит Варданян.

Почему Renault

Условия, предложенные GM и Fiat, «АвтоВАЗ» и его акционеры не разглашают.

Чемезов объяснил выбор Renault тем, что она предложила приемлемую сумму и готова оставить бренд Lada.

Варданян называет три причины: лучшая цена, большая денежная составляющая и «опыт работы в альянсе без контрольного пакета». Renault владеет 44,3% японской Nissan (продала в 2006 г. 3,483 млн автомобилей, Renault – 2,433 млн). В свою очередь, Nissan принадлежит 15% акций Renault. Планирует ли «АвтоВАЗ» стать акционером французской компании, Варданян комментировать отказался. Капитализация Renault – 28,2 млн евро ($41,34 млрд).

Что дальше

Renault и «Ростехнологии» на паритетных началах будут владеть контрольным пакетом акций «АвтоВАЗа», говорит Варданян. Акционерное соглашение будет подписано, когда Renault станет владельцем блокирующего пакета.

Остальные акции поступят в свободное обращение. «Мы получили рыночную оценку наших акций и теперь будем более успешны при размещении акций на бирже», – радуется президент группы «АвтоВАЗ» Борис Алешин. Чемезов подтвердил планы разместить акции «АвтоВАЗа», размер пакета не уточнил. Размещены будут и существующие, и дополнительно выпущенные акции, говорит Алешин.

Автопром отличается от отраслей, связанных с природными ресурсами, там высока конкуренция, а государство поняло, что оно неэффективный собственник, и готово поступиться контролем в обмен на инвестиции и технологии, говорит управляющий директор «Атона» Стивен Дашевский.

Не только акции

С производственными планами ясности меньше. Как «АвтоВАЗ» и Renault будут работать вместе, непонятно.

«Дайте нам немного времени», – просит Гон.

Среди разногласий – условия предоставления «АвтоВАЗу» технологий Renault.

Гон рассчитывает, что объединенный с Renault «АвтоВАЗ» будет покупать у нее технологии. Ни о какой покупке платформы речи не идет, возражает Алешин: как акционер «АвтоВАЗа»,

Renault будет зарабатывать на продажах его машин, созданных на платформе французской компании.

Кроме того, стороны предварительно договорились о производстве на мощностях «АвтоВАЗа» автомобилей Renault и Nissan. Сроки, объемы и условия будут обговариваться оставшиеся два месяца, говорит Гон.

Он восхищен масштабами производства, к которому альянс Renault-Nissan получает доступ через блокпакет «АвтоВАЗа». Планы строительства завода Nissan в Санкт-Петербурге и удвоение мощностей до 160 000 автомобилей в год на «Автофрамосе» остаются неизменными, говорит он, ведь российский рынок растет большими темпами и через несколько лет у Renault будет дефицит мощностей в России. «В Тольятти будут огромные производственные мощности и очень конкурентоспособные за счет того, что здесь все собрано в одном месте», – говорит Гон.

«АвтоВАЗ» потратит на модернизацию производства $900 млн и через несколько лет будет собирать до 1,5 млн автомобилей в год, говорит Чемезов. Уже сейчас с учетом машинокомплектов завод производит около 950 000 автомобилей в год, напоминает Варданян. По его словам, существующие мощности позволяют с небольшими вложениями увеличить производство до 1,2 млн.

Сейчас «АвтоВАЗ» разрабатывает план стратегического развития до 2012 г., чтобы к 2013 г. полностью сменить модельной ряд, рассказал Алешин. Предполагается, что он будет состоять из автомобилей на платформах класса С стоимостью $12 000–15 000, класса B ($10 000–12 000) и новых дешевых автомобилей за $8000–9000 на платформе Kalina, уточнил источник в руководстве завода.

Renault предложит «АвтоВАЗу» собирать автомобили на уже имеющихся у Renault платформах классов B и C, рассказал Гон. А новые технологии сборки, которые придут вместе с Renault, позволят увеличить производство, говорит Алешин.