Новый пенсионер «Сургута»

Совет директоров «Сургутнефтегаза» переизбрал председателя – пенсионера Николая Захарченко на этом посту сменил его бывший коллега Владимир Ерохин
Е.Гурко

Лучшие годы. Николай Захарченко

Бывший председатель совета директоров «Сургутнефтегаза». «В общей сложности я проработал в «Сургуте» как раз 30 лет, и это были лучшие годы моей жизни. Думаю, что мы еще отпразднуем и полувековой юбилей»

«СУРГУТНЕФТЕГАЗ»

Четвертая по величине нефтяная компания России. Выручка – 449,27 млрд руб. (РСБУ за девять месяцев 2007 г.). Чистая прибыль – 56,69 млрд руб. Владельцы не раскрываются. C 2005 г. 23 фирмы и некоммерческих партнерства, которыми руководят менеджеры «Сургутнефтегаза», обладали финансовыми вложениями, равными 72,6% акций компании.

Совет директоров «Сургутнефтегаза» принял заявление Захарченко о добровольном сложении полномочий с 7 декабря в связи с ухудшением здоровья и необходимостью длительного лечения, говорится в сообщении компании. Сам Захарченко на днях говорил «Ведомостям», что находится на лечении на Алтае и не исключал возможного ухода в отставку по состоянию здоровья. Вчера с ним связаться не удалось. Захарченко останется членом совета директоров как минимум до годового собрания акционеров компании – внеочередного собрания для переизбрания совета проводить не планируется, говорит представитель «Сургута».

Захарченко 73 года. Он был первым руководителем производственного объединения «Сургутнефтегаз» c момента его образования в 1977 г. и возглавлял его 10 лет. Потом работал в Министерстве нефтяной промышленности СССР, занимал должности гендиректора «Варьеганнефтегаза», главного инженера «Главтюменнефтегаза», а в 1997 г. вернулся в «Cургут» в качестве первого заместителя гендиректора. На этой должности курировал в том числе сбыт и коммерческую деятельность. Как человек «неравнодушный», он стремился вникать во все – от добычи до природоохранных мероприятий, вспоминает один из менеджеров «Сургута». В 2002 г. Захарченко ушел на пенсию, но уже в следующем году вернулся в совет директоров «Сургута» в качестве независимого директора, а мае 2006 г. стал председателем совета директоров.

Устав «Сургутнефтегаз» не публикует. А в выдержках из него (раскрываются в отчетах) компетенция совета директоров полностью совпадает с положениями закона «Об акционерных обществах». Особых полномочий у Захарченко и не было, отмечают несколько сотрудников компании. Пост председателя совета директоров, по словам одного из них, скорее «награда за былые заслуги», чем возможность реально влиять на руководство компанией. На эту должность в «Сургуте» традиционно назначаются вышедшие на пенсию «патриархи еще советской нефтянки» – Захарченко сменил на посту председателя умершего в начале 2006 г. Александра Усольцева, возглавлявшего «Cургут» в 80-е гг. А новый председатель Ерохин пришел в «Сургут» в 1974 г. на должность помощника бурильщика и ушел на пенсию полтора месяца назад. Заместителем гендиректора Ерохин стал больше 20 лет назад, поэтому с точки зрения опыта он «достойная замена», говорит сотрудник «Сургутнефтегаза».

Основные решения в «Сургуте» принимаются не советом директоров, а гендиректором Владимиром Богдановым, отмечает аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов, так что отставка Захарченко вряд ли отразится на котировках компании. Обыкновенные акции «Сургутнефтегаза» в РТС вчера подешевели на 1,45% (индекс упал на 0,18%).