Где служебные романы

Директор Лондонской школы экономики и председатель жюри литературной премии Man Booker Prize Ховард Дэвис в начале года высказал сожаление по поводу отсутствия «производственной литературы»

Впрочем, нельзя сказать, что романов о жизни в офисе нет совсем. С десяток примеров вспомнить все-таки можно. Например, романы Дугласа Коупленда «Рабы «Майкрософта» (Microserfs) и iPod, действие которых происходит в мире разработчиков игр и программного обеспечения. Роман Джошуа Ферриса «А потом мы подошли к концу» (Then We Came to the End), рассказывающий о крахе рекламного агентства, работающего на интернет-компании, получил восторженные отзывы критиков. Джозеф Хеллер написал роман «Что-то случилось» (Something Happened) о работе и жизни сотрудника крупной корпорации. Наконец, есть «Офисные крысы» (Slab Rat), написанные сыном Джозефа Тедом Хеллером, и «Дьявол носит Прада» Лорен Вайсбергер. Последний даже удачно экранизирован. И все же количество романов о жизни офисов ничтожно. Почему?

Первый ответ, который напрашивается: романы – бегство от действительности. Кто же по доброй воле захочет читать о рутинной стороне жизни, от которой многие бы с удовольствием отказались?

Однако Джозеф Файндер, американский автор романа «Паранойя», рассказывающего о корпоративном шпионаже, говорит о неубедительности аргумента, что работа – это рутина: «В офисе есть и подсиживание, и амбиции, и успех, и любовь. В корпоративной среде полно эскапизма». Учитывая количество поломанных карьер и неосуществленных амбиций на этой арене, литература о работе в офисе должна находиться на втором месте после любовных романов, считает он.

Ларри Финлей, управляющий директор издательства Transworld, предполагает, будто писателям может казаться, что на рабочем месте слишком много ограничений: «Принято думать, что на работе люди больше сдерживаются, чем, например, в семейной жизни, которая может зайти куда угодно. Но это ошибка: в офисе могут зародиться сколь угодно страстные отношения». Правда, Финлей предполагает, что конкретная отрасль, в которой разворачивается действие романа, может ограничить его аудиторию, в то время как семейная жизнь универсальна.

Мэтт Бомон, автор сатирического романа E: A Novel о жизни рекламного агентства, написанного в виде е-mail, говорит, что писателей не должна отпугивать узкая специализация: «Комедия в офисе рождается от скуки и из-за пустяков. А политика в офисах, думаю, универсальна».

Файндер подозревает, что проблема заключается в некотором литературном снобизме: «Считается, что люди бывают настоящими только дома и что важна именно частная жизнь. А полупубличный мир офиса поверхностен».

Однако многие люди реализуют себя именно на работе и, даже если ненавидят ее, могут быть поглощены ею. Файндер говорит: «Я убежден, что многие люди, особенно мужчины, получают и тратят большую часть эмоций именно на работе. Это очень важный опыт. Почему литература игнорирует его, для меня загадка».

Кэйри Купер, преподаватель организационной психологии Школы менеджмента Ланкастерского университета, уверен, что писатели, считающие, что роман об офисе – это скучно, не понимают главного фокуса: «Люди испытывают на работе невероятный стресс. Описать его трудно. И это единственная причина отсутствия романов о работе».