Сбежал Шопен из кинофильма

К 11-му году жизни фестиваль «Возвращение» нажил столько ума, что теперь аж страшно за музыку

Подросшие молодые музыканты, некогда козырнувшие устройством собственного фестиваля камерной музыки, вправе гордиться тем, что за годы не изменили своей логике. Фестиваль «Возвращение» выделяется концептуальной продуманностью программ: всё вытекает из идеи, и никак иначе. К примеру, на только что завершившемся 11-м фестивале сыграли программу «Киномузыка, ставшая академической, и наоборот».

Но если на бумаге программа смотрелась изящно, то играть ее было совсем не обязательно. Что с того, что баллада Шопена снабжена припиской «из фильма «Пианист», а прелюдия Баха приплыла из «Сказки сказок», если это ничего не прибавило весьма академичному исполнению названных шедевров? И стоило ли, напротив, жертвовать академическим мастерством в пользу сомнительных красот киномузыки Таривердиева?

Богатым на музыку оказался как раз другой концерт фестиваля, куда были спущены опусы, ни в одну концептуальную программу не вписавшиеся. И как раз тут обнаружилась тема: поиски романтизма в постмодерне. «Вечное возвращение» Виктора Екимовского с цитатой из «Травиаты» (удачный вход-выход фестивального дебютанта, кларнетиста Антона Дресслера), «Фантасмагория» Джона Корильяно с цитатой из «Тристана» (слаженный дуэт Алексея Саркисова и Ксении Башмет) и, как вывод, – явление самого романтизма, прекраснейшее трио Мендельсона (зрелый, вдохновенный ансамбль Екатерины Апекишевой, Бориса Бровцына и Кристины Блаумане).

Суховатые попискульки Мийо и прочий балласт едва не испортили остаток вечера, все же закончившегося премьерой симпатичного опуса: «Северные колыбельные» Андрея Дойникова принесли настроение чистоты и тихого рождественского праздника.