Внедрились в «Курумоч»

Топливно-заправочный комплекс в самарском аэропорту «Курумоч» перешел под контроль «Лукойла». Это уже десятый аэропортовский комплекс нефтяной компании
С. Николаев

До сих пор авиакеросин на топливно-заправочный комплекс (ТЗК) в «Курумоче» поставляли «Роснефть» и «Лукойл» – напрямую и через посредников, но в компаниях не уточнили доли поставок. По мнению аналитика ИК «Финам» Константина Рейли, теперь доля «Лукойла» вырастет на 10–12% и составит примерно 30%. По данным Долгова, объем потребления авиакеросина в «Курумоче» – около 85 000 т в год. По информации руководителя пресс-службы авиакомпании «Самара» Александра Ирдуллина, стоимость тонны авиакеросина здесь составляет 26 491 руб.

ЗАО «Топливно-заправочная компания – Самара»

По данным «СПАРК-Интерфакс» на 1.08.2007 г., основные акционеры ЗАО «ТЗК «Самара»: ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» – 61%, ООО «Бимар» – 20%, ООО «ВСВ» – 10%, ООО «Вид» – 9%. Выручка за 2006 г. – 1,321 млн руб. Чистая прибыль за 2006 г. – 12,849 млн руб.

Лукойл» сообщил о завершении сделки по приобретению своими дочерними структурами акций ЗАО «Топливно-заправочная компания – Самара», работающего в международном аэропорту «Курумоч». Владельцем 99,99% акций самарской компании стала 100%-ная дочка «Лукойл-аэро», 0,0012% достались еще одной «дочке» – Lukoil Aviation Bulgaria. Информацию подтвердил представитель аэропорта.

Пресс-секретарь «Лукойла» Дмитрий Долгов отказался назвать цену покупки. Гендиректор «Аэрофьюэлз групп» Владимир Спиридонов называет около $30 млн. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак говорит, что рыночная стоимость ЗАО «Топливно-заправочная компания – Самара» – $7–10 млн, но не исключает, что, будучи первичным поставщиком авиакеросина, «Лукойл» мог доплатить премию в размере около $5 млн.

По словам главного специалиста пресс-службы «Лукойла» Владимира Семакова, «Лукойл-аэро» поднимать расценки не планирует, а по мнению руководителя аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, от нового владельца не следует ожидать и снижения цены на собственный авиакеросин. ФАС РФ, выдавшая 6 декабря 2007 г. лукойловским «дочкам» разрешение на покупку, предписала им соблюдать конкуренцию на рынке. «Лукойл» будет работать с другими поставщиками и предоставлять им недискриминирующий доступ в самарском аэропорту», – подтвердил Долгов. Купив контрольный пакет акций тюменского ООО «ТЗК «Рощино-ГСМ», «Лукойл» установил «адекватные цены на авиакеросин», свидетельствует гендиректор тюменского аэропорта «Рощино» Владимир Поляков.

Рейли пояснил, что топливо для «Курумоча» выгоднее закупать на близлежащих НПЗ «Роснефти» в Самарской области (Куйбышевском, Новокуйбышевском и Сызранском). Но в период навигации «Лукойл», производящий около 2,5 млн т авиатоплива в год, может с выгодой использовать водный транспорт и создать запас своей продукции в хранилище самарского ТЗК.

Это десятый аэропортовский ТЗК «Лукойла». В его полной или частичной собственности ТЗК в аэропортах Нижнего Новгорода, Перми, Волгограда, Челябинска, Тюмени, Когалыма, Киева, Кишинева и Петербурга (в конце декабря 2007 г. приобрел топливо-заправочный комплекс в аэропорту «Пулково», см. стр. Б1). Пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов сообщил, что компания также развивает этот бизнес, но сколько у нее ТЗК, не сказал. А Рейли утверждает, что у «Роснефти» программа развития ТЗК «достаточно сырая».