Аргентинский воробей

Если два театра дают «Щелкунчика» или «Травиату», это еще в порядке вещей. Но чтобы «Марию де Буэнос-Айрес» – такого пока не бывало

Одну «Марию» показал в Эрмитажном театре Джулиано ди Капуа, выучившийся в России на актера и успешно пробующий себя в режиссуре. Вторая – проект Таллинского филармонического общества, который привезли на гастроли в Михайловский театр.

По сюжету опериты некую Марию легкого поведения убивают бандиты, а потом она становится тенью, святой и в некотором роде душой Буэнос-Айреса. Кроме героини есть еще влюбленный поэт, воры, психоаналитики, Сонный портовый соловей (в другом переводе воробей), женщины, месящие макароны, и даже Голос воскресенья, но главное – пряная, горьковатая, то огневая, то меланхоличная и чувственная музыка Астора Пьяццоллы.

В эрмитажной постановке прекрасно пела аргентинка Габриэлла Бергалло, обладательница темного, плотного, прямо-таки магического голоса. Героиня являлась из отверстия в сооружении, напоминающем огромный наклоненный бильярдный стол. Стол придумали художники и актеры знаменитого русского инженерного театра АХЕ. Ахейцы занимались тем же, что и всегда: катали по столу бутылки, месили тесто для макарон, а когда Марию согласно либретто хоронили в гуще от эспрессо, засыпали стол настоящим кофе. Кто видел другие причудливые перформансы АХЕ, легко вообразит этот праздник самодостаточной выразительности фактур всевозможных материалов.

Идея с АХЕ правильная: если сдабривать Пьяццолу всякой тангоаргентинщиной, выйдет такая же пошлость, как если в «Кармен» давить на цыганщину. Потому ошибка – регулярный оживляж в виде двух танцоров. Они хоть и чемпионы России по танго, но их залаченные телодвижения на фоне безобразий от АХЕ категорически из другой оперы (опериты).

Другая же, таллинская постановка «Марии де Буэнос-Айрес» на танго налегала вовсю. Шестеро эстонских тангерас работали на уровне какой-нибудь студии пластики клуба «Красный швейник». Еще была пара кукловодов, производивших многозначительные эволюции с неведомо что обозначавшими куклами. Еще прилагались актер и певец – уровнем под стать танцорам, эстонско-финско-русский ансамбль и Ангелика Клас (Финляндия), в роли Марии реализовавшая все представления обывателя о знойной аргентинской секс-бомбе.

К чести публики надо сказать, что оба спектакля успеха не имели.