Рок унд поп = кино

Берлинский фестиваль, один из трех главных в Европе наряду с Каннами и Венецией, откроется сегодня фильмом Мартина Скорсезе о The Rolling Stones. Он завершится в конце следующей недели
Reuters

Уже надоело из года в год ныть по поводу того, что новое (теперь уже не столь и новое) берлинское руководство во главе с Дитером Коссликом игнорирует российское кино – особенно на фоне той любви к нам, которую выказывает фестиваль Роттердамский. Раз игнорирует, значит, так ему надо. Или: и надо!

Про основную программу. Картина Мартина Скорсезе Shine A Light в российском прокате получит название «The Rolling Stones. Да будет свет» и основана на нью-йоркских концертах группы осенью 2006-го. То, что фильм поставлен во главу угла фестиваля, – не только знак уважения Скорсезе и не только пиар-расчет на приезд Джаггера со товарищи. Это еще и отражение сути фестиваля-2008, которая, вероятно, образовалась по принципу «просто так получилось».

В программе очень много фильмов о музыкантах либо сделанных музыкантами, ударившимися в режиссуру.

Так, в «Панораму» включен игровой режиссерский дебют Мадонны Filth And Wisdom, что, при ясности слов, пока однозначно не переведешь. Вероятно, певица решила показать супругу Гаю Ритчи, как делать настоящее кино.

А в программе спецпоказов есть документальная лента с загадочным названием CSNY Déjà vu режиссера Бернарда Шейки. Занятная уже тем, что под псевдонимом Шейки не слишком-то и скрывается другой знаменитый музыкант – Нил Янг (фильм – о его совместном концертном туре с Crosby, Stills & Nash).

В битве за призы фаворитом считается «Нефть» Пола Томаса Андерсона – главный соперник коэновского хита «Старикам тут не место» в оскаровской гонке. Появление этого фильма именно в берлинском, а не в каком-то другом конкурсе обнаруживает еще одну тенденцию Берлинале-2008, гораздо более серьезную, нежели музыкальная.

Впервые за годы своего директорства Дитер Косслик демонстрирует миру, что у Берлинале, прямо как у Каннов, стал формироваться круг приближенных режиссеров. При формировании сей величавой команды Берлинале даже идет на уступки своей идеологии. Идеология Берлинале в том, что политическая и социальная актуальность важнее киноискусства. Но губа не дура, и в круг своих фирменных режиссеров Косслик включает тех, кто интересен прежде всего как автор.

Тут и Пол Томас Андерсон, который уже побеждал в Берлине с «Магнолией».

Тут и полусоратник сценариста-хулигана Чарли Кауфмана Мишель Гондри, чей предыдущий фильм «Наука сна» уже сражался за берлинских «медведей».

И завоевывавший «Серебряного медведя» китаец Ван Сяошуай, конкурсный фильм которого In Love We Trust обыгрывает In God We Trust.

И японский классик Ёдзи Ямада, чья недавняя самурайская трилогия, начатая «Сумрачным самураем», нашла поклонников в среде наших киноманов (его новый берлинский фильм назван «Наша мама»).

И один из иранских мэтров Маджид Маджиди, привезший на Берлинале «Воробьиную песнь».

При этом Берлин пытается переманивать авторов даже у Каннов (впрочем, Канны переманили у Берлина куда больше). В конкурсной программе – новейшие фильмы англичанина Майка Ли (побеждавшего в Каннах с «Тайнами и обманами»), а также открытых Каннским фестивалем француза Эрика Зонки, израильтянина Амоса Коллека, итальянца Антонелло Гримальди, гонконгца Джонни То.

Фирменным берлинским режиссером с годами стал и Анджей Вайда. Вне конкурса пройдет его «Катынь», так что именно в Берлине можно будет оценить, достойна ли она соперничать за «Оскара» с величайшим фильмом всех времен и народов, каковым безусловно и навсегда являются михалковские «12». Берлин