Переработка без пошлин

Сырье и детали для переработки в стране компаниям надо позволить ввозить беспошлинно, предлагает Минэкономразвития

Эта мера предложена в «Основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2009–2011 гг.» (имеется у «Ведомостей»), вчера рассмотренных комиссией по бюджетным проектировкам. Сейчас ввоз сырья и комплектующих без пошлин для их переработки в стране и последующего экспорта («переработка на таможенной территории») интересен только алюминиевой отрасли и нефтепереработке, говорится в документе. Минэкономразвития хочет сделать его полезным для автостроения, атомной энергетики, легкой промышленности.

В нефтепереработке этот режим применяется при использовании иностранных добавок при выпуске бензина, отмечает директор DLA Piper Вильгельмина Шавшина. Пользуются им в основном в тех отраслях, где высока цена ввозимых товаров, говорит Петр Достовалов из ФБК.

Минэкономразвития предлагает разрешить переработчикам платить НДС по ставке 0%, продлить сроки переработки до более чем двух лет. Главная мера – экспортерам не придется, как сейчас, «идентифицировать каждый компонент в готовом изделии с привязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент ввозился». С Минфином меры не согласованы.

Это долгожданные изменения, говорит владелец корпорации AEON Роман Троценко (судостроение). Нынешние пошлины делают конечный товар на 20% дороже, жалуется он, а при строительстве судна используется почти 40% зарубежных комплектующих. Уплаченный при этом НДС возвращается только после экспорта, т. е. 3–4 года спустя. А примерно у половины компонентов в принципе не бывает идентификационных номеров и вернуть НДС в этом случае нельзя, говорит Троценко.

Режимом переработки на таможенной территории можно пользоваться при ввозе оборудования и производстве комплектующих для автопрома, говорит представитель «Северсталь-авто». Если на этапе сборки поместить конвейер в зону таможенной переработки и растаможить в собранном виде, пошлин можно избежать.