Вслед за ЮКОСом

Суд признал «Волго-танкер» банкротом и одобрил распродажу его активов. Но выгодно продать имущество пароходства будет трудно: на ходу меньше четверти судов компании, часть из них арендована нефтетрейдером Gunvor
Д. Гришкин

По оценке руководителя аналитического отдела «Ингосстрах-инвестиций» Евгения Шаго, танкер «Волгонефть» может стоить «в лучшем случае» $2 млн.

2004 г.

Налоговики предъявили «Волготанкеру» первые претензии, в 2006 г. сумма претензий за 2001–2005 гг. превысила 3,9 млрд руб.

2005 г.

Самарская прокуратура предъявила обвинения в мошенничестве, отмывании доходов, превышении должностных полномочий семи топ-менеджерам компании. «Волготанкер» к тому времени не работал, его штат был сокращен до нескольких сотен человек, суда простаивали без ремонта.

2007 г.

В прошлом августе по заявлению Федеральной налоговой службы на «Волготанкере» было введено внешнее управление.

«Волготанкер»

Российское речное пароходство. Выручка по РСБУ (шесть месяцев 2007 г.) – 97,64 млн руб. Чистый убыток – 1,53 млрд руб. Собственники (на середину 2007 г.): государство – 20%, пять компаний, зарегистрированных на Британских островах (принадлежат в основном бывшим менеджерам).

Московский арбитражный суд по иску налоговой службы вчера признал «Волготанкер» банкротом и ввел конкурсное производство. Арбитражным управляющим назначен Александр Волжанин.

Общая сумма претензий кредиторов к «Волготанкеру» – 4,358 млрд руб., рассказал он «Ведомостям». Главный кредитор «Волготанкера» – ФНС. Налоговые долги компании составляют 2,472 млрд руб., а пени и штрафы – еще 1,849 млрд руб., перечисляет Волжанин. С представителем ФНС связаться не удалось.

Для возврата долгов имущество компании, балансовая стоимость которого – 7 млрд руб., уйдет с молотка. Состав конкурсной массы будет понятен после инвентаризации – она начнется на следующей неделе, уточнил управляющий.

80% стоимости имущества компании – это суда. Всего их порядка 400, но ценных судов класса «Волгонефть» – примерно 130, рассказывает Волжанин.

Около 100 судов банкрота можно продать за $100 млн, остальные долго не ремонтировались, так что их можно реализовать только по остаточной стоимости, говорит представитель Судостроительного завода им. III Интернационала (член комитета кредиторов «Волготанкера») Евгений Семченко. С молотка могут пойти также инфраструктура, обслуживающая флот, акции ключевых «дочек» с долей «Волготанкера» более 90% и его дебиторская задолженность более 1 млрд руб., перечисляет он.

Продавать суда будет сложно – часть из них сейчас в аренде, рассказал Волжанин: основной арендатор – «Башволготанкер», еще часть судов арендует нефтетрейдер Gunvor (его совладельцем является Геннадий Тимченко). С представителем трейдера связаться не удалось, но близкий к нему источник утверждает, что Gunvor не собирается покупать активы «Волготанкера». «Но он приглашен быть перевозчиком Gunvor в навигацию 2008 г.», – сказал он.

Партнер компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Максим Кульков говорит, что суда можно продавать и с обременением в виде договора аренды. Это снижает стоимость имущества, а на торгах арендатор никакого преимущества не получает, добавляет директор аналитического отдела «Вегас-лекс» Максим Черниговский.

Танкеры могут заинтересовать речных перевозчиков Palmali, «Вижн-флот», «Навигатор», считает директор по развитию Argus Михаил Перфилов. Впрочем, гендиректор «Вижн-флота» Петр Разумов сказал, что его компании суда «Волготанкера» неинтересны.