Как на войне

Олимпийским инвесторам придется отчитываться о работе перед «Олимпстроем» чуть ли не ежечасно

В распоряжении «Ведомостей» есть рабочий проект «типового соглашения», который заключит госкорпорация «Олимпстрой» с каждым инвестором в олимпийские объекты. Соглашение состоит из 13 страниц и 24 приложений – в основном это бланки будущих графиков и отчетов. Сейчас «Олимпстрой» обсуждает текст договора с Минрегионом, сообщил чиновник министерства.

Соглашение ко многому обязывает инвестора, даже провести археологические исследования, оценить сейсмоустойчивость района и обеспечить рабочими местами и «круглосуточной технологической связью» представителей госкорпорации. За инвестором авторский и технический надзор (последний оплачивает инвестор, а нанимает «Олимпстрой»).

«Таким разделением мы хотим обеспечить независимость надзора от строителя – ради качества», – говорит вице-президент госкорпорации Сергей Григорьев. Чтобы обезопасить себя от «ненадлежащего исполнения», госкорпорация требует от инвестора банковскую гарантию (10% стоимости стройки и проекта) либо страховку (10% от стоимости проектирования). Госкорпорация будет присутствовать на стройках повсеместно – ее сотрудники будут вести мониторинг: ежемесячный, еженедельный и ежедневный. О выходе подрядчика на олимпийский объект, о ходе строительно-монтажных работ и о предписаниях технадзора надо будет сообщать каждый день до 18 часов. В случае нарушения условий договора госкорпорация вправе расторгнуть его, просто уведомив об этом инвестора.

За нарушение сроков инвестора могут оштрафовать. За срыв сроков – пени в 0,1% от стоимости проекта за день просрочки (но не больше 10% от цены проекта), за не представленные вовремя отчеты – 0,01% (но не больше 3% от стоимости всего проекта). Корпорация вправе разорвать договор из-за любой мелочи, констатирует управляющий партнер Corpus Juris Алексей Новоселов, изучивший проект по просьбе «Ведомостей».

Если договор расторгнут, то инвестор возмещает корпорации все «убытки» – оплачивает отбор нового инвестора, возмещает затраты на работы, которые утратили ценность, и др. «Олимпстрой» может требовать возмещения неполученных доходов, которые корпорация «получила бы, если бы ее права не были нарушены». А госкорпорация возмещает инвестору стоимость уже построенного.

Схема похожа на строительство военных объектов, считает Новоселов. На российских стройках сроки сдвигаются минимум на полгода, замечает он. В проекте много обязанностей у инвестора и практически никаких – у корпорации, замечает чиновник одного из ведомств: даже если сроки срывает технадзор, нанятый корпорацией, платит все равно инвестор.

«Базэл» собирается инвестировать в олимпийские объекты $4 млрд, «Интеррос» – $1,5 млрд, краснодарская фирма «Красная поляна» заявляла о планах в $500 млн. Документ еще сырой, говорит один из инвесторов. «Если госкорпорации важно построить, а не отобрать, то эти меры вряд ли будут применены. А иначе их легко можно будет опротестовать, они не очень законны», – считает сочинский девелопер.