Референдум вне закона

Профильный комитет рекомендовал Госдуме принять во втором чтении поправки в закон о референдуме. Они оставляют россиянам право только на плебисцит местного значения
М. Стулов

Комитет Госдумы по госстроительству одобрил поправки в закон о референдуме, подготовленные к второму чтению. Если Госдума их утвердит, на референдум нельзя будет выносить вопросы, отнесенные к компетенции Госдумы, Федерального собрания и любых других федеральных органов власти. То есть на референдум нельзя будет вынести даже такие вопросы, как сохранение отсрочек от армии или возвращение к выборам депутатов по одномандатным округам, которые коммунистам разрешили задать в 2005 г.

Поводом для правки закона «О референдуме» стало мартовское постановление Конституционного суда (КС). Дело было начато по запросу КПРФ, которой ЦИК запретил выносить на референдум вопросы, изменяющие внутренние финансовые обязательства государства. Коммунисты предлагали вынести на всенародное обсуждение вопросы повышения пенсий, национализации стратегических отраслей. КС указал: на референдум нельзя выносить лишь вопросы, связанные с уже существующими обязательствами. Если речь идет о будущем бюджете, то референдум возможен.

«В целях выполнения постановления КС» депутаты-единороссы внесли поправки, которые ввели запрет на референдум, но с другой формулировкой. Депутаты предлагают запретить референдумы по вопросам, решение которых относится к компетенции госорганов. Это настолько отличалось от позиции КС, что тот поручил аппарату подготовить отзыв на поправку. Там говорилось, что использованная депутатами формулировка не совпадает с разъяснением КС, ограничивает право граждан на референдум.

Но к второму чтению введенные депутатами ограничения сохранились почти без изменений, хотя вместо абстрактных «органов государственной власти» обозначены Госдума, Совфед и «иные федеральные органы власти».

Позиция КС отражена с точностью до наоборот, возмущается депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев: под запрет может попасть любой вопрос, всегда можно сказать, что он регулируется законом.

КС не сможет поправить законодателя до тех пор, пока к нему не поступит запрос о проверке нового закона, объясняет депутат Госдумы и бывший представитель Думы в КС Елена Мизулина. Мы обязательно оспорим закон, предупреждает Соловьев. Это придется делать через новую попытку референдума, добавляет он: право обращаться в КС с абстрактным запросом имеют только органы власти.

Фактически Дума заявляет о том, что деятельность парламента не подлежит обсуждению на референдуме, констатирует политолог Дмитрий Орешкин. По идее КС обязан был бы такое умаление прав народа остановить, размышляет он, но вряд ли КС пойдет на прямую конфронтацию с Думой. «Председатель КС Валерий Зорькин склонен к компромиссным решениям, но иногда можно и перекрутить гайки», – предупреждает политолог.